Сборная России в фигурном катании – эфемерное образование, во многом существующее ради документов.
Без международных стартов это очевидно вдвойне, но и в прежние годы сборная была условностью. В фигурке нет централизованных сборов, главные тренеры – только на бумаге, а понятие сборной размывалось даже на чемпионатах Европы и мира.
Несмотря на это, ФФКР ежегодно составляет списки для Минспорта – это важный отчетный документ, на основании которого спортсмены и сотрудники финансируются из бюджета: зарплаты, лед, экипировка, медицина.
В прошлом году в нашей фигурке уже полыхнул денежный скандал. Когда выяснилось, что сменившие гражданство Диана Дэвис и Глеб Смолкин весь сезон числись в сборной и получали зарплату непонятно за что, ЦСП потребовал от них возмещения всей суммы.
«В начале июня стало известно, что Федерация фигурного катания на коньках России одобрила переход Дианы Дэвис и Глеба Смолкина в сборную Грузии. В интервью российским СМИ представители ФФКР заявили, что бюджетные средства на подготовку этих спортсменов потрачены не были.
Но именно по предложению ФККР, Дэвис и Смолкин были включены в основной состав кандидатов спортивной сборной команды Российской Федерации по фигурному катанию на коньках сезона 2022-2023 гг. и трудоустроены в ФГБУ ЦСП для работы по индивидуальным планам подготовки.
ФГБУ ЦСП направило официальный запрос в ФФКР относительно их перехода в сборную Грузии. ФФКР подтвердила и факт перехода спортсменов, и факт имевших место затрат государства. На основании ответа федерации ФГБУ ЦСП направило требование по выплате компенсации работодателю.
На сегодняшний день вопрос закрыт. Вчера федерация перечислила денежные средства в ФГБУ ЦСП, заняв конструктивную позицию и проявив готовность к решению вопроса», – согласитесь, в комментарии директора ЦСП Георгия Брюсова претензий больше даже не к фигуристам, а к федерации.
По информации агентства «Весь спорт», сумма возвращенных средств составила не менее 816 тысяч с каждого, но вопрос к фигурным чиновникам – за что они платят фигуристам, которые не выступают нигде – остался в воздухе.
Похоже, в ФФКР урок не усвоили: в нынешнем сезоне в сборной еще больше пассажиров.
Разберемся подробнее.
1) Основной список сборной, поданный ФФКР перед сезоном с подписью Антона Сихарулидзе, утвержден 31 мая замминистра спорта Алексеем Морозовым.
9 июня и 11 августа он подписал два документа с изменениями: первый касался дополнения фигуристов в резерв (в нем, например, фигурировали фамилии Трусовой и Щербаковой); второй носил формальный статус изменения персональных данных четырех специалистов.
2) Приказ Минспорта с длинным названием «Об утверждении общих принципов и критериев формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и порядка утверждения этих списков» подразумевает подвижность списков, которые федерации должны отслеживать и менять по ходу сезона дополнительными приказами.
3) Теперь к фигурным спискам. Критерии Минспорта подразумевают основной состав из 24 позиций (по 6 в каждом виде) и резерв из 12 (по 3 в каждом виде). Так вышло, что к главному старту сезона – Спартакиаде – из этих 36 слотов действующие спортсмены занимали лишь половину.
Остальные находятся в разных статусах.
● Весь сезон из-за травм пропустили Софья Акатьева, Анастасия Зинина и Артем Ковалев – их случай, пожалуй, самый неочевидный. Понятие сборной подразумевает спортсменов, которые готовы выступать, а не находятся на длительном больничном.
Такие истории не предусмотрены приказом Минспорта, но даже в трудовом кодексе существует статья об увольнении работника, не способного к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением. Впрочем, это решение остается за работодателем – интересно, обсуждался ли этот вопрос в ФФКР?
● Елизавета Туктамышева еще в октябре объявила о паузе в карьере, не назвав точных сроков, – неужели в федерации верили в возвращение по ходу сезона?
● Евгения Тарасова и Владимир Морозов честно рассказали о завершении карьеры в ноябре, но почему-то сохранили позицию в сборной.
«Мы приняли решение завершить спортивную деятельность. К сожалению или к радости, на соревнованиях мы больше выступать не будем», – в словах Морозова все очевидно.
● В танцах на льду еще перед официальным стартом сезона выяснилось, что трех дуэтов больше не существует. Тем не менее, Василиса Кагановская с Валерием Ангелополом, Елизавета Пасечник с Максимом Некрасовым и Софья Тютюнина с Андреем Багиным по документам остаются действующими парами сборной.
● Пара Ясмина Кадырова и Валерий Колесов завершила сотрудничество после чемпионата России, а партнер финализировал карьеру спортсмена емким «Точка, без пауз и всего такого».
● Александр Самарин объявил о завершении карьеры после недавней Спартакиады, продолжив тренд на честную точку в карьере.
«Это не пауза, зачем юлить», – формальность, но действующим спортсменом со всеми вытекающими бонусами он будет считаться еще 3,5 месяца.
Не менее ярок и резервный список. Отдельная подробность: все фигуристы включались в него решением тренерского совета, а не по спортивным результатам.
● Анна Щербакова и Александра Трусова кататься в сезоне даже не собирались, но в сборную попали. Майя Хромых – собиралась, но как это было, помнят все.
● Илья Яблоков после нового года ушел в танцы – вряд ли их дуэт с Ариной Ушаковой автоматически вошел в сборную;
● Карина Акопова и Никита Рахманин из-за травмы партнерши не выступали с 12 ноября – и это тоже история про больничные, которая, наверное, требует какой-то трактовки на уровне законов.
Наконец, отдельная и самая резонансная история – сохранение в списках сборной Камилы Валиевой.
Для ее случая в приказе Минспорта даже существует конкретный пункт, который звучит так:
«В случае, если к спортсменам, включенным в списки, применена санкция за нарушение антидопинговых правил в виде временного отстранения или дисквалификации, в отношении таких спортсменов федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления решения соответствующей антидопинговой организации направляют в Минспорт России изменение в список об исключении таких лиц.
Списки размещаются на официальном сайте Минспорта России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения или внесения в них изменений».
Если отсчитать 15 рабочих дней от даты дисквалификации Камилы Валиевой (29 января), то у ФФКР и Минспорта уже случилась просрочка: документ об исключении Валиевой из списков сборной на сайте Минспорта до сих пор не опубликован. И будет ли опубликован – непонятно.
Два коротких итога, которые точно нуждаются в комментариях от ФФКР, Минспорта и ЦСП:
1) 12 спортсменов из основного состава сборной (и еще два – из резервного) не провели ни одного официального старта за сезон.
2) 16 спортсменов из основного состава сборной в данный момент не сохраняют статус действующего спортсмена/пары, в котором находились в момент составления списков.
А самый, наверное, интересный вопрос звучит так: практика возвращения зарплат в ЦСП распространяется только на фигуристов, переходящих в другие сборные?
Остальные – заслужили?
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Майшев, Екатерина Чеснокова; Raniero Corbelletti/AFLO/Global Look Press