Компания сомневается в готовности мира на переход исключительно к электромобилям
Mercedes-Benz — последний автопроизводитель, который снизил свои амбиции в области электромобилей. В 2021 году компания опубликовала план электрификации, согласно которому с 2030 года она должна продавать только аккумуляторные электромобили, по крайней мере, в странах, где есть подходящая инфраструктура. 22 февраля Mercedes представил свои годовые результаты за 2023 год, из которых стало ясно, что компания сомневается в том, что рынки к этой дате будут готовы принять только электромобили.
Mercedes не отказывается от электромобилей, но теперь говорит, что ожидает, что половина всех продаж во второй половине этого десятилетия составят электрифицированные транспортные средства, включая гибридные автомобили и электромобили, работающие от аккумуляторов. Компания заявила, что предпринимает необходимые шаги для перехода к полностью электрической модели, но также стремится удовлетворить различные потребности клиентов, предлагая варианты с полностью электрической трансмиссией или электрифицированными двигателями внутреннего сгорания, как минимум до 2030-х годов.
Это изменение уже давно обсуждается в конференц-залах Mercedes. Генеральный директор Ола Келлениус предупредил в сентябре 2022 года, что даже Европа не будет готова к полностью электрической линейке к 2030 году.
Для поклонников электромобилей это является ещё одним примером реакции корпораций на снижение спроса со стороны потребителей. Считается, что электромобили стали одной из новых технологий, которые проходят через цикл ажиотажа, сначала вызывая высокие ожидания, а затем разочарование.
Глобальные продажи электромобилей выросли на 31% в 2023 году, но это половина темпов роста, которые были достигнуты в 2022 году. В США такие автопроизводители, как Ford и General Motors, уже признали, что их планы по созданию электромобилей были слишком амбициозными или не ориентированы на правильные сегменты рынка, такие как полноразмерные пикапы. Даже стартапы, такие как Rivian и Lucid прогнозируют значительное сокращение производства в 2024 году.
Можно было бы считать автодилеров, которые скептически относятся к электромобилям, виновниками этого процессе. Они, получая рекордные прибыли, жалуются на то, что им приходится осваивать новую технологию. Но одной из причин, почему многие потребители не чувствуют себя уверенно в покупке электромобилей, является дискомфорт. Владелец электромобиля, который может заряжать его дома, знает, что каждое утро он будет просыпаться с полностью заряженной батареей, но это контрастирует с потребностью еженедельных или более частых посещений заправочных станций. Кроме того, водители привыкли к тому, что заправка происходит быстро, что проблематично для электромобилей даже с быстрой зарядкой.
Электромобили также остаются дороже по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Это связано с высокой стоимостью литий-ионных батарей. Как только цена батарей опустится ниже отметки в $100 за кВтч, стоимость электромобилей может сравняться с ценой на автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
Цены на аккумуляторы постепенно снижаются, но это происходит недостаточно быстро. В ноябре BloombergNEF опубликовало исследование, которое показало снижение цен на аккумуляторы на 14% год к году, но при цене более $130 за кВтч понятно, почему электромобили всё ещё стоят на тысячи долларов дороже, чем их бензиновые аналоги.
Вместо этого, можно ожидать большего распространения гибридных электромобилей и PHEV (гибриды с возможностью подзарядки от розетки). Гибридные автомобили представляют собой экономически эффективную альтернативу простому сжиганию жидких углеводородов и способствуют снижению выбросов углекислого газа.