Дмитрий Евстафьев
Профессор Института медиа НИУ ВШЭ, кандидат политических наук
Не успел премьер-министр Словакии Роберт Фицо намекнуть, что некоторые страны ЕС и НАТО обсуждают возможность направить своих военнослужащих на Украину, как этот «намёк» подтвердил президент Франции Эммануэль Макрон, допустив, что для того, чтобы не дать России победить в «войне», западные страны готовы на всё, не исключая и направление войск на Украину. Он также заявил о создании некоей европейской коалиции по поставкам Киеву дальнобойных ракет. Сказанное можно было бы списать на особенности личности президента Франции, увидевшего новый шанс побороться за статус «любимой жены Вашингтона» в Европе, после того как канцлер Германии Олаф Шольц резко отверг возможность направления немецких войск на Украину. Но происходящий «обмен намёками» знаменует выход европейских стран НАТО на принципиально новый рубеж эскалации, потенциально меняющий суть конфликта вокруг Украины.
Также по теме
Жан-Люк Меланшон считает безумием идею отправки войск Запада на Украину
Лидер партии «Непокорившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон заявил, что «война против России была бы безумием». Так он отреагировал на…
Первое. Возможность военно-силовых операций стран НАТО на территории Украины вне НАТО обсуждалась практически с самого начала конфликта, особенно когда стало понятно, что санкционное давление не сработало, а перспектива «долгого конфликта» Москву не испугала. Завораживающая перспектива разгрома российских войск — пропагандистская конструкция, в которую сами же представители Запада поверили, — эти идеи отодвинула на второй план. Но теперь, когда уже всем понятны перспективы развития ситуации на поле боя, обсуждавшиеся ещё летом 2022 года планы начинали политически легализовывать, постепенно готовя к «непопулярным решениям» общественное мнение своих стран.
Второе. «Коллективный Байден» делает, конечно, всё возможное для поддержки Киева. Но даже нынешний Белый дом, учитывая общую политическую ситуацию, не рискует озвучивать планы направления американских военнослужащих на Украину. Даже нынешняя администрация США действует в логике перекладывания всего основного бремени конфликта на своих европейских союзников. И это только усилится по мере прорисовывания реальной перспективы «Трамп — будущий президент США». И заявление Макрона в действительности читается как предложение европейским элитам пойти на эскалацию сейчас, чтобы воевать с Россией «малой кровью и на чужой территории», не рискуя ядерной войной, неизбежной в случае втягивания НАТО в конфликт как альянса. И похоже, кое-кто в европейских элитах в такой «фокус» реально верит.
Третье. В Европе начинают осознавать последствия продолжения противостояния с Россией в нынешнем ключе.
«Гибридная война» Вашингтона против России с самого начала была для европейцев не слишком комфортной, но сейчас в европейских элитах начинается быстрое разделение на тех, кто готов ради своего политического выживания двигаться дальше по «лестнице эскалации», таких как Макрон или президент Румынии Клаус Йоханнис, задумавший аншлюс Молдавии и войну в Приднестровье, и тех, кто хотел бы как минимум притормозить.
Обратим внимание на заявление канцлера Австрии Карла Нехаммера о необходимости привлечь страны БРИКС к переговорам по Украине.
Мы наблюдаем отзвуки, сильно смягчённые, того противоборства, что идёт внутри европейских элит.
Также по теме
Премьер Словакии Фицо заявил, что Россия не хочет третьей мировой войны
Россия не заинтересована в третьей мировой войне, а конфликт на Украине мог быть урегулирован в самом начале, если бы некто не…
Четвёртое. Целью многочисленных «намёков на намёки» является толкнуть Россию на переговоры если не по «формуле Зеленского», то по какому-то из её вариантов. Ситуация в зоне СВО для НАТО секретом, безусловно, не является. Посему так важно заморозить конфликт, остановить наступление России именно сейчас, пока не произошёл полный обвал ВСУ. Европейцам (видимо, принявшим с учётом ситуации в США логику грядущей «большой европейской войны») критически важно сохранить в лице киевского режима некий пространственный «актив», который пригодится в будущем. То ли как плацдарм, то ли как разменная монета — по ситуации. Но, увы, ничего лучше, нежели попытаться попугать Москву призраком французских солдат, деградировавшие европейские элиты не нашли.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.