Изучение буровых кернов выявило связь гравитационного притяжения Марса и глобальных изменений климата
Исследователи утверждают, что гравитационное притяжение Марса может быть достаточно сильным, чтобы взбудоражить океан Земли, смещая его отложения в рамках климатического цикла продолжительностью 2,4 миллиона лет.
Давно известно, что колебания орбиты Земли вокруг Солнца влияют на климат планеты, причём эти циклы действуют с периодами, измеряемыми тысячами лет. Адриана Дуткевич из Сиднейского университета и её коллеги объявили, что они обнаружили «Большой цикл» продолжительностью 2,4 миллиона лет, который, по их мнению, управляется Марсом и оказывает воздействие на течения в океанах Земли на протяжении как минимум 40 миллионов лет.
Доказательства этого цикла получены из почти 300 глубоководных буровых кернов, которые выявили изменения в отложении океанических осадков. Океанографы ожидали, что в периоды стабильных океанских течений осадки будут оседать устойчивыми слоями, но необычные течения и вихри выявили накопление в других регионах.
По мнению команды, отсутствие или перерывы в осадках совпадают с периодами, когда гравитация Марса оказывает максимальное воздействие на Землю, слегка влияя на орбитальную стабильность нашей планеты. Это меняет уровень солнечной радиации и климат, проявляясь в более сильных течениях и водоворотах в океанах.
Член команды Дитмар Мюллер, также работающий в Сиднейском университете, признаёт, что расстояние между Землёй и Марсом настолько велико, что трудно представить наличие какого-либо значительного гравитационного воздействия. «Но существует много факторов, которые могут усилить даже незначительные изменения. Воздействие Марса на климат Земли похоже на эффект бабочки», — говорит он.
Бенджамин Миллс из Университета Лидса (Великобритания), говорит, что буровые керны предоставляют доказательства существования «мегациклов» в глобальных изменениях окружающей среды: «Многие из нас наблюдали результат этих циклов, длящихся много миллионов лет, в различных геологических, геохимических и биологических данных, в том числе во время «взрыва жизни» в кембрийский период. Данная работа помогает закрепить эти идеи экологических изменений», — говорит он.
Но Мэтью Инглэнд из Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее говорит, что, хотя он и считает, что это исследование способствует пониманию климатических циклов в геологическом масштабе, выводы статьи его не убедили. «Я скептически отношусь к связи с Марсом, учитывая, что его гравитационное притяжение к Земле очень слабое – всего лишь одна миллионная от солнечной. Даже Юпитер имеет более сильное гравитационное влияние на Землю», — говорит он.
Инглэнд также отмечает, что даже если Марс и оказывает влияние, то оно ничтожно в сравнении с изменением климата, вызванным антропогенными факторами.