В Национальном собрании (НС) Армении анонсировали обсуждение вопросов европейской интеграции. Соответствующее сообщение опубликовано на сайте парламента.
Решение о созыве парламентских слушаний приняла Постоянная комиссия по вопросам евроинтеграции НС 29 марта в ходе внеочередного заседания. Обсуждения пройдут 4 апреля, его темой обозначены «Новые перспективы и вызовы евроинтеграции Армении».
Ранее спикер армянского парламента Ален Симонян заявил, что членство в ЕС является наиболее приемлемым вариантом для Армении.
«Армения является носителем европейской демократической системы. Для нас получение статуса кандидата на членство в ЕС — самый правильный и желательный вариант, по которому мы должны идти. И здесь важен процесс, по которому это надо сделать. Многое надо привести в соответствие с европейскими стандартами», — подчеркнул он, посетовав на то, что Армению «втянули в другую систему» (то есть ЕАЭС).
В Москве перспективы «евроинтеграции» Армении вызывают явный скепсис.
Комментируя положения доклада «Сети друзей Армении», в российском МИД указали на то, что в нем Ереван воспринимают как источник ресурсов.
При этом считают нормальным, чтобы интересы и приоритеты страны определялись из Брюсселя», — считают в ведомстве.
«Еревану надлежит выйти из ЕАЭС, в котором Армения является основным бенефициаром… При этом, когда и на каких условиях армяне смогут получить доступ к общему рынку ЕС, умалчивается», — рассказали в российском министерстве.
— Вероятно, расчет команды Никола Пашиняна на ближайшую перспективу — развивая тему евроинтеграции, одновременно создать некую позитивную повестку для внутренней аудитории, получить более широкую поддержку со стороны ЕС, а также дополнительные поводы для политического торга с Россией, — считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— В целом, нельзя сказать, что принятие Армении в ЕС в будущем совсем уж невероятный сценарий. Например, тот факт, что население этой страны является не очень многочисленным (чуть менее 3 млн. человек по официальным данным) — скорее добавит аргументов в пользу ее гипотетического принятия в ЕС, так как принятие такой сравнительно небольшой страны в эту организацию не будет сильно влиять на расклад сил внутри Евросоюза.
Другое дело, что процесс принятия любой страны в ЕС — обычно долгий, связанный с реализацией целого ряда требований. Вспомним о тех же «Копенгагенских критериях», содержащих ключевые требования для кандидатов на вступления в Евросоюз.
Также для примера можно вспомнить, что в правительстве Грузии давно заявляли о намерении добиваться членства в ЕС, но только в декабре 2023 года стране был предоставлен официальный статус кандидата в члены Евросоюза (впрочем, и официальная заявка от Тбилиси была подана только в 2022 году).
Сербия подала заявку на вступление в ЕС в 2009 году, официальный статус кандидата получила в 2012 году, но конкретные перспективы принятия страны в Евросоюз пока достаточно туманны. Скажем, экс-премьер, а ныне спикер Народной скупщины (парламента) страны Ана Брнабич в свое время заявляла, что не уверена во вступлении республики в ЕС и в 2030 году.
Понятно, что у Тбилиси и Белграда были свои проблемы в отношениях с ЕС — в случае с Грузией это, например, претензии Брюсселя к внутренней политике правительства «Грузинской мечты», в ситуацией с Сербией — в том числе, ситуация с Косово. Но и Армении придется выполнять требования Брюсселя, чтобы получать сигналы о приближении к вступлению в ЕС.
«СП»: Чего реально Армения может получить от этой «евроинтеграции»?
— Никол Пашинян не так давно заявлял, что ожидает от ЕС либерализации визового режима и возможностей доступа товаров из Армении на европейский рынок. Кроме того, вероятно, Ереван ожидает, что сближение с ЕС позволит привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру страны. Наконец, хотя ЕС не является военным блоком, в гипотетическом вступлении в Евросоюз сторонники такого пути в Армении могут видеть определенную гарантию безопасности.
Кроме того, можно отметить, что, например, известный доклад «Сети друзей Армении» содержит рекомендации по поводу возможных мер поддержки Еревана в сфере безопасности еще до гипотетического вступления страны в ЕС — от выделения средств Европейского фонда мира для оказания военно-технической помощи Армении до участия сотрудников Европейского агентства пограничной и береговой охраны (Frontex) в совместной работе с армянскими пограничниками на ключевых пунктах пересечения границы.
Другое дело, что этот доклад — просто экспертные рекомендации и не факт, что ЕС в реальности будет готов опираться на них, развивая отношения с Ереваном.
«СП»: А чем ЕС может быть интересна Армения, кроме как троллить Россию? Российский МИД, комментируя положения доклада «Сети друзей Армении», указал на то, что в нем Ереван воспринимают как источник ресурсов. А какие там ресурсы?
— Можно отметить, что значительную часть объема экспорта из Армении составляет продукция горнорудной промышленности. По данным Министерства энергетических инфраструктур и природных ресурсов этого государства, в стране имеется 7 медно-молибденовых месторождений, 4 месторождения меди, 14 месторождений золота и золото-полиметаллических месторождений, 2 железорудных и 1 — алюминиевых руд. Также власти и представители Национальной академии наук Армении неоднократно подчеркивали намерение расширять возможности страны по добыче редких металлов, используемых, например, для производства солнечных панелей и аккумуляторных батарей.
Но, скорее всего, в МИД РФ говорили о намерении ЕС использовать ресурсы Армении в широком смысле, возможно, также имея ввиду, например, логистический потенциал страны. Или рекомендации из доклада «Сети друзей Армении» по замещению российских продовольственных товаров на рынке страны аналогичной продукцией из ЕС и Украины.
«СП»: Пример «евроинтеграции» Украины и Грузии ничему не учит? Ни одна страна пока что от этого не выиграла…
— Украина и Грузия, все же, так и не стали членами ЕС, а сторонники евроинтеграции в Армении, скорее, будут ориентироваться на примеры государств, уже в Евросоюз вступивших. Кроме того, подход Еревана тут достаточно осторожен. Заявления официальных лиц Армении по этому поводу, чаще, являются намеком об ожидании неких встречных шагов со стороны Брюсселя.
Скажем, спикер парламента Армении Ален Симонян, нередко, отличающийся достаточно резкими заявлениями, в феврале 2024 года отмечал, что «нам следует думать в этом направлении, но не нужно спешить и делать резкие шаги».
«СП»: Как России все это воспринимать? Ведь цель «евроинтеграции» отрыв от России?
— Действительно, западные сторонники евроинтеграции Армении уже напоминали о том, что такой путь рано или поздно предполагает выход страны из ЕАЭС — такой тезис содержится в том же докладе «Сети друзей Армении».
Хотя, например, Венгрия является примером того, что у Москвы даже на фоне крайне прохладных отношений с ЕС могут складываться вполне прагматичные отношения с членами этой организации.
Чем активнее Брюссель будет работать с Арменией, тем больше вызовов будет появляться для влияния Москвы на Ереван.
Скорее всего, эта ситуация станет дополнительным мотивом для России по поддержке оппозиции в Армении и, возможно, поиску новых перспективных оппозиционных лидеров, которые были бы готовы работать с Москвой. Другое дело, что Никол Пашинян уже демонстрировал, что может удерживать власть даже в опасных для себя кризисных ситуациях, а направленные против него протестные кампании пока не добивались принципиального успеха.