Китаю следует остановить рост «избыточных производственных мощностей», чтобы производить меньше товаров, а также прекратить поддерживать ВПК России в конфликте с Украиной. Соответствующие требования китайским властям выдвинула в ходе своего многодневного — с 4 по 9 апреля — визита в Поднебесную министр финансов США Джанет Йеллен.
По информации Bloomberg, глава Минфина отметила, что за последний год США и Китай смогли поставить свои двусторонние отношения на «более стабильную основу». Однако это, по ее словам, не подразумевает, что страны теперь должны уклоняться от признания разногласий и «жестких переговоров».
«Китай слишком велик, чтобы экспортировать продукцию в результате своего быстрого роста», — заявила Йеллен, добавив, что китайские предприятия производят больше, чем может выдержать мировой рынок.
По ее мнению, это якобы наносит вред самому Китаю и производителям в других странах. Поэтому властям Поднебесной, считает она, следует принять меры для решения этих проблем, а именно — сократить свои промышленные мощности.
Йеллен воздержалась от выражения каких-либо угроз насчёт создания новых торговых барьеров, отмечает Reuters. Но подчеркнула, что такая практика ставит американские компании и рабочих в неравноправное положение в конкуренции с КНР.
Особенно — указывает агентство — Вашингтон недоволен доминированием Китая в сфере электромобилей и солнечных панелей. Хотя без этого обещанный Байденом зелёный переход невозможен. Китайская BYD уже обошла Tesla по продажам электромобилей. На китайские электрокары нынче приходится 60% мирового рынка, и 25% — европейского. И они активно поджимают немецкий автопром, который на фоне деиндустриализации Германии рискует не выжить.
С солнечными панелями всё ещё лучше — здесь доля Китая достигает 90%. Согласно отчету Международного энергетического агентства, Поднебесная в 2023 году почти удвоила мощности по производству солнечных батарей, при одновременном снижении цен на солнечные батареи почти на 50%.
В то же время в штате Джорджия именно из-за дешевого китайского импорта завод по производству солнечных батарей пришлось закрыть.
Еще одной темой переговоров стала помощь, якобы оказываемая российскому ВПК китайскими компаниями. И Йеллен пригрозила Китаю «серьезными последствиями», если выяснится, что китайский бизнес поддерживает Россию в конфликте с Украиной. Однако расшифровывать свою угрозу не стала.
Ранее, напомним, обеспокоенность поддержкой Пекином российского ВПК выразил президент США Джо Байден. В телефонном разговоре с председателем КНР Си Цзиньпином 2 апреля он заявил, что Китай тем самым якобы «оказывает влияние на европейскую и трансатлантическую безопасность».
Белый дом, видимо, очень раздосадован тем фактом, что вопреки «адским санкциям» России удалось сохранить свою экономику и расширить масштабы оборонной промышленности, во многом благодаря расширению торговли с Китаем. Так, если товарооборот США с Поднебесной упал на 13% в прошлом году, то с РФ — наоборот — вырос до 240 млрд. долларов.
И, конечно, грозный ультиматум заокеанской гостьи не мог остаться без внимания. В традициях китайской дипломатии ее вежливо попросили не очернять нормальные отношения Пекина и Москвы.
«Китай всегда контролировал экспорт товаров двойного назначения в соответствии с законом и нормативными актами. Соответствующие страны не должны очернять нормальные государственные отношения между Китаем и Россией и осуществлять на них нападки», — сказала официальный представитель МИД КНР Мао Нин, комментируя слова Йеллен о последствиях для компаний КНР за помощь РФ.
Пояснить цели визита главы Минфина США в Китай и ее ультиматумы в адрес Пекина «СП» попросила политолога-китаиста Леонида Ковачича:
— Конечно, у Джанет Йеллен во время визита в КНР была определенная повестка. В первую очередь, это вопрос якобы субсидирования китайским государством производства товаров в области «зеленых технологий». А именно — солнечных панелей, электромобилей и аккумуляторных батарей. Дело в том, что как раз в этих областях Китай добился очень серьезных конкурентных преимуществ, и его продукция захватывает мировые рынки.
Как мы видим, китайские электрокары продаются сегодня вполне успешно по всему миру, в том числе в Соединенных Штатах. Что, конечно, вызывает беспокойство и даже раздражение у американской администрации.
И вот Вашингтон придумал ход — призвал КНР производить меньше товаров.
Там утверждают, что Китай решил бороться с торможением собственной экономики с помощью стимулирования производства. Но поскольку внутренний китайский спрос не в состоянии абсорбировать такое количество производимой продукции, то он, соответственно, будет эту продукцию активно распродавать на зарубежных рынках, причем, по низким ценам. А это якобы нарушает мировой баланс и наносит вред национальным производителям того же самого в третьих странах.
«СП»: Но именно так устроен рынок и работают законы конкуренции. Чем США недовольны?
— В том-то и дело. Поэтому Китай на это отвечает, что с его стороны тут нет ничего противозаконного. Китайская продукция конкурентоспособная, именно поэтому она пользуется популярностью на мировых рынках. И раз есть неудовлетворенный спрос на эту продукцию, значит, будут и китайские предложения.
Другой вопрос, что Йеллен как раз пыталась переубедить Китай перенаправить свои усилия в сторону развития внутреннего спроса. С точки зрения, опять же, американских властей, Китай должен перейти чуть ли не к прямому денежному стимулированию своих собственных потребителей.
В общем, предлагаются такого рода методички. Но насколько они применимы в китайских условиях, большой вопрос.
Поэтому в целом можно сказать, что визит Йеллен никаких особо результатов не принес. Стороны просто обменялись мнением и условились вести дальше какие-то переговоры.
«СП»: Не станут ли ультиматумы Йеллен прологом нового раунда торговой войны между США и КНР?
— Вполне возможно. Как известно, приближаются американские выборы, а, соответственно, кандидаты в президенты будут соревноваться в риторике. В том числе в вопросах противостояния Китаю. Поэтому на этой внутриполитической волне вполне вероятны какие-то действия по ужесточению торговой политики в отношении Поднебесной.
Йеллен, кстати, считается одним из самых мягких американских политиков, когда дело касается китайско-американских связей. Она и свой визит в этот раз начала с признания, что разъединение экономик двух стран — США и КНР — это немыслимо, потому что нанесет колоссальный урон обеим странам. При этом пыталась убедить Китай отказаться от своей собственной промышленной политики в угоду интересам американских корпораций и американской экономике.
Конечно, это не сработало. Что будет дальше, посмотрим. Но вполне вероятно, будет обмен между сторонами какими-то тезисами.
Опять же, подспудно министр упомянула вопросы России, политически важные для них. Якобы китайский бизнес оказывает помощь российскому ВПК в конфликте с Украиной.
Никогда никаких доказательств американская сторона не предоставляла. Но и каких-то жестких однозначных заявлений тоже не делала.
Поэтому, на мой взгляд, это просто такое запугивание односторонними санкциями, что называется, на будущее. Мол, если вы будете действовать вразрез нашим национальным интересам, то мы вас отключим от долларовой системы и вы попадете под вторичные санкции.
«СП»: А Китай может пожертвовать Россией ради хороших отношений с США?
— Дело в том, что Китай понимает прекрасно, что его отношения с Соединенными Штатами развиваются, на самом деле, вне контекста его отношений с Россией. Поэтому даже если предположить совершенно невероятный сценарий, его не будет, потому что это противоречит китайским национальным интересам.
Если все же мы предположим — гипотетически — что Пекин намеренно сводит отношения с Россией до какого-то минимума, отношениям с США это нисколько не поможет. Поскольку в действительности проблема в том, что Штаты просто видят в Китае восходящую мировую силу. И главного своего соперника. И как будут развиваться отношения с Россией, это роли не играет.
Кроме того, раз мы заговорили о российско-китайских отношениях, то для КНР важно поддерживать стабильные двусторонние связи. У нас, я напомню, огромной протяженности совместная граница, и для Китая какая-то очередная угроза — например, с севера — или источник нестабильности, абсолютно не нужен.
Поэтому Пекин будет поддерживать и развивать собственные отношения с Россией. Но он также не хочет эскалации и какой-то напряженности в отношениях с США, понимая, что экономики двух стран взаимосвязаны. Тем не мене есть определенные красные линии, которые, конечно, переходить нельзя. И Китай этого не допустит.