22 апреля президент Азербайджана Ильхам Алиев прибыл с рабочим визитом в Москву, его встреча с Владимиром Путиным началась около 15.30 по московскому времени. Предполагается, что итоги переговоров будут озвучены 23 апреля в ходе делового завтрака или после него. А 22 апреля, помимо беседы с глазу на глаз, руководители государств встретятся с ветеранами БАМа.
Незадолго до этого визита президент Франции Макрон пригласил к себе посла Азербайджана в Париже Лейлу Абдуллаеву и одновременно отозвал из Баку «для консультаций» французского посла.
МИД пятой республики при этом сообщил, что «Франция выражает сожаление из-за действий Азербайджана и желание, чтобы азербайджанская сторона прояснила свои намерения». А премьер-министр Франции Габриэль Атталь и вовсе договорился до того, что Азербайджан «с благословения России» оккупировал территории Армении.
О встрече в Москве два лидера договорились еще в октябре 2023 года, когда общались в Бишкеке во время саммита СНГ. Но по мере ее приближения Запад, а в первую очередь — Франция, все более активно пытались воспрепятствовать беседе Путина и Алиева.
С чем это связано, и что планируют озвучить два президента в ходе делового завтрака 23 апреля? Об этом «Свободной Прессе» рассказал эксперт по Южному Кавказу Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.
«СП»: Андрей Григорьевич, Кремль анонсирует, что президенты двух стран обсудят экономические взаимоотношения, включая дорожное строительство, и встретятся с ветеранами БАМа. Что так разволновало Макрона в этой связи?
— Для того, чтобы это понять, достаточно посмотреть азербайджанские газеты. Там отмечается, что впервые в постсоветской истории встреча руководителей двух стран не будет омрачена повесткой, которую диктовала ситуация в Нагорном Карабахе.
Иначе говоря, развитию сотрудничества между нашими странами больше ничего не мешает. Естественно, что Запад этим не доволен. Однако все понимают, что главным союзником Азербайджана является Турция. И целый ряд стран, среди которых и Великобритания, и США, не хотят ухудшать отношений с Турцией. А у Франции эти отношения и так плохие, поэтому давить на Азербайджан ей ничто не мешает.
«СП»: Какие проекты экономического сотрудничества России и Азербайджана могут тревожить Запад?
— Я думаю, что это — международный транспортный коридор Север-Юг, который пройдет через Азербайджан. Он свяжет индийский порт Мумбаи и Санкт-Петербург с дальнейшим выходом на Европу после окончания санкционной эпохи. Я думаю, что отзыв французского посла из Азербайджана был связан с этим, а не с горячей любовью Парижа к Армении и Пашиняну. А послу Азербайджана в Париже, конечно, навязывали идею отмены встречи лидеров наших стран в Москве.
Запад сейчас лоббирует другой транспортный проект — «Путь развития» — от иракского порта Басра вверх по течению Тигра и Ефрата в Турцию, и далее в Европу. Он соединит в итоге Индию с Европой в обход России. Мне представляется, что майский визит Эрдогана в США будет посвящен этому проекту в том смысле, что «Путь развития» станет возможным только если Эрдоган решит проблему курдов на его территории. А для этого Вашингтон должен перестать их поддерживать.
На этом фоне путь через Азербайджан выглядит более реальным, и на Баку давят, чтобы он отказался от этой выгодной для себя затеи.
Кроме того, на Азербайджан, как и на все другие постсоветские страны, оказывается давление с тем, чтобы мешать экспорту в Россию товаров, особенно — параллельному экспорту, и препятствовать транзиту углеводородов из России.
«СП»: Насколько правы азербайджанские политологи, когда утверждают, что Путин и Алиев не будут обсуждать тематику Нагорного Карабаха?
— Я с ними согласен. Всё уже решено с тех пор, как Армения признала азербайджанскую принадлежность Карабаха. Вопросы о российских миротворцах между Москвой и Баку обсуждается в рабочем порядке, по согласованию сторон идет постепенный вывод нашего контингента. Возможно, будет подписана какая-то символическая бумага, но это — не тема для серьезного разговора.
Если говорить о транспортных коридорах, то есть смысл обсудить и Зангезурский (или Сюникский) коридор.
Сейчас он не представляется важным, потому что наши нефтепродукты идут в Турцию паромами, но если Зеленскому удастся превратить Черное море в Красное — его актуальность вырастет.
Но для обсуждения этого коридора потребуется еще и договороспособность Еревана.