Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что не знает ответа на вопрос, который задает властям армянское общество: почему Ереван остается в составе ОДКБ?
Как сказал армянский премьер в интервью британских СМИ, механизмы реагирования ОДКБ на кризисные ситуации не сработали, когда были нарушены границы Армении в мае и ноябре 2021 года, сентябре 2022 года, с той мотивацией, что границы страны не делимитированы.
«Если нет делимитированной границы, означает ли это, что нет зоны ответственности ОДКБ в Армении… Фактически они говорят, что зону ответственности ОДКБ в Армении они показать не могут…
Вопрос в том, что мы возлагаем надежду на организацию, на которую возлагать надежду не стоит, принципиально нельзя на нее надеяться, и не только нам, но и остальным, и это обосновывается реакцией организации и заявлениями ряда стран. Наше общество спрашивает: почему вы продолжаете оставаться членами ОДКБ, и, если говорить честно, у меня нет ответа на этот вопрос», — сказал Пашинян.
«Если ОДКБ не признает наши границы, то ОДКБ не существует вообще, потому что границы России и, например, Японии не разграничены», — добавил премьер.
Если границы Армении и Азербайджана до сих пор не делимитированы, при чем тут ОДКБ? Или это очередная дежурная мантра с целью подогревать антироссийские настроения в Армении? Или Пашиян реально ищет повод выйти из ОДКБ? А просто взять и выйти нельзя?
— Пашинян ведет очевидную подготовку к выходу Армении из ОДКБ, в том числе и с помощью подобных заявлений, — уверен экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— Речь о лавировании между Россией и Западом уже не идет — этот политик свой выбор давно сделал, и не в пользу России. Полагаю, выход Армении из ОДКБ — вопрос решенный.
— Другое дело, что планы Пашиняна беспочвенны. Запад для обеспечения безопасности — величина чуть ли не отрицательная. Европейские и американские политики не готовы ради армянских интересов обострять отношения ни с важным членом НАТО Турцией, ни с богатым сырьём Азербайджаном.
При этом из ЕАЭС, в отличии от ОДКБ, Армения выходить не собирается. Связи с российской экономикой слишком важны для Еревана.
Зато вслед за выходом Армении из ОДКБ перед Россией встанет угроза потерять важную военную базу в Гюмри. Посмотрим, как будут развиваться события. В любом случае, чтобы вернуть геополитическое влияние в бывших советских республиках, России нужна убедительная победа в украинском конфликте.
— В международной практике выход из международных организаций редко происходит на эмоциях, это тоже предмет политического торга, — отмечает политический аналитик Михаил Нейжмаков.
— Скорее, Пашинян ожидает, какие конкретные гарантии западные игроки могут предоставить ему в обмен на выход из ОДКБ и какие уступки Россия — в обмен на сохранение членства в организации.
Кроме того, для премьера Армении критика в адрес ОДКБ — это возможность парировать многие обвинения в его адрес со стороны внутриполитических оппонентов. По сути, он стремится доказать, что именно позиция ОДКБ и Москвы заставляет его идти на компромиссные шаги в отношениях с Баку, за которые Никол Пашинян подвергается критике со стороны оппозиции.
«СП»: Пашинян ведь пытается лавировать между Россией и Западом. Его такое положение дел полностью устраивает, поэтому он не делает совсем уж резких движений?
— Пашинян действительно с момента прихода к власти был настроен балансировать между Россией и западными игроками. Вероятно, более существенные гарантии западных держав его устроили бы больше, но он действует по принципу «искусство возможного».
«СП»: А долго ему будет удаваться эта эквилибристика? Запад потребует однажды усиления радикальных шагов по отношению к Москве? Опять же выхода из ОДКБ.
— Определенное публичное давление на Ереван по этому поводу есть. Скажем, посол Франции в Армении Оливье Декоттиньи в своем интервью в марте 2024 года подчеркивал, что Париж передает Еревану «оборонительное оборудование», даже, несмотря на сохранение членства Армении в ОДКБ. Но, все же, жесткого давления на Ереван по этому поводу, скорее всего, пока не будет.
«СП»: Чем Армении грозит выход из ОДКБ? Означает ли он также выход из ЕАЭС, удаление российской базы и разрыв отношений с Россией? Или собственно военная составляющая в наших отношениях не главная?
— Нет, автоматически выхода страны из ЕАЭС это, конечно, не означает. Ереван не подавал в последнее сигналов, что собирается выходить из этой экономической организации, а Никол Пашинян недавно в интервью изданиям Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда» отзывался о ее возможностях сдержано-позитивно.
Выход страны из ЕАЭС стал бы возможен лишь в случае, если сближение Армении и ЕС стало очень плотным именно на практическом уровне, и Брюссель жестко потребовал бы сделать выбор. Но это явно не перспектива ближайшего времени. Экономически — и Армении важна России как экономический партнер и Ереван Москве — как один из каналов «параллельного импорта», в том числе.
Как известно, соглашение по поводу 102-й российской военной базы в Армении должно действовать до 2044 года. Хотя, конечно, при желании, возможности для разрыва любого договора или создания весьма проблемных условий для функционирования базы почти всегда найдутся. В итоге, сохранение российской военной базы в стране будет, вероятно, отдельным предметом для переговоров.
«СП»:А чем опасен для России выход Армении из ОДКБ? Как это повлияет на обстановку в регионе и на саму организацию? Не станет ли это прецедентом?
— В случае официального выхода Армении из ОДКБ, это, конечно, вызовет волну заявлений и публикаций о «распаде организации», но «эффекта домино» не породит. Отметим, что из организации не начался выход наиболее уязвимых для давления участников даже на переломном этапе — после февраля 2022 года, когда взаимодействие любых государств с Москвой, как минимум, вызывало дополнительные вопросы со стороны ключевых западных держав.
При этом западные игроки явно не рассматривают отделение от ОДКБ ее участников как свою первоочередную цель, то есть, действительно жестко давить по этому вопросу на Астану, Бишкек или Душанбе они пока явно не собираются.
Стоит отметить, что те же Белоруссия и Казахстан гораздо плотнее работали с Баку, чем с Ереваном. На первый взгляд, выход Армении из ОДКБ был бы для них скорее плюсом, но и для них здесь есть обратная сторона медали. Раньше их ценность для того же Баку дополнительно возрастала, в том числе, потому что они были противовесом Армении внутри этой организации.
Ярко выраженный прецедент с государством, неоднократно менявшим позицию по отношению к ОДКБ, как известно, уже был. Это ситуация с Узбекистаном, который в 1999 году, то есть, еще до формирования на основе Договора о коллективной безопасности в полной мере международной организации в 2002 году, не стал продлевать участия в этом соглашении, в 2006 году восстановил членство в организации, а в 2012-м — вновь приостановил. Кроме того, еще в 1999 году не стали продлевать действие Договора о коллективной безопасности Азербайджан и Грузия.
Сейчас информационный эффект в случае выхода из ОДКБ Еревана усиливался бы именно потому, что многими наблюдателями это воспринималось бы в контексте противостояния России с западными игроками.
С другой стороны, прогнозы, что Армения рано или поздно пошла бы на такой шаг, циркулировали еще с 2018 года, то есть, с момента прихода к власти Никола Пашиняна, а с осени 2023-го стали обсуждаться очень активно. То есть, такой шаг сейчас уже вряд ли кого-то мог бы шокировать.
При желании, можно было бы сказать, что с уходом из ОДКБ Еревана был бы устранен значимый фактор публичных конфликтов внутри блока, но такой взгляд, конечно, слишком упрощенный. Вряд ли можно вспомнить международную организацию, которая обходилась бы без внутренних противоречий и публичных конфликтов и чем шире ее состав, глубже интеграция и больше возможностей, тем больше там таких конфликтов будет. Для сравнения вспомним хотя бы НАТО.
Однако надо учитывать, что ОДКБ — это площадка для взаимодействия по реагированию на широкий круг рисков в сфере безопасности — от военных угроз и терроризма до наркотрафика и стихийных бедствий. То есть, для России — это еще один механизм для взаимодействия с широким кругом структур в той же Армении. Хотя, конечно, во время охлаждения отношений ничего не мешает минимизировать такие контакты и при сохранении членства страны в ОДКБ, а в случае «оттепели» — развивать их и помимо этой организации.
Но все же на первое время в случае выхода Еревана из ОДКБ, такое межведомственное взаимодействие между силовыми структурами России и Армении будет, как минимум, серьезно ослаблено.