Великобритания нарастит оборонные расходы до £87 млрд ($108 млрд) и станет второй в мире страной по объему военных трат после США, заявил британский премьер Риши Сунак. Он поставил цель к 2030 году нарастить расходы до 2,5% от ВВП страны.
«Во-первых, мы переведем собственную оборонную промышленность Великобритании на военные рельсы. Один из центральных уроков войны (для нас — спецоперация. „СП“) на Украине — это то, что нам нужны более значительные запасы боеприпасов и обеспечить, чтобы промышленность могла быстрее их восполнять», — цитирует его пресс-служба британского правительства.
Сунак также отметил, что власти прямо сейчас выделяют £10 млрд на закупку вооружений, чтобы обеспечить заводы долгосрочными заказами, чтобы поддерживать их готовность к увеличению мощностей и бесперебойному выпуску, в частности, ракет класса «земля-воздух», произведенных в Болтоне, противотанковых средств из Белфаста и другого вооружения.
Ранее Guardian сообщил, что Сунак пообещал Украине крупнейший пакет военной помощи на сумму 500 миллионов фунтов (более 617 миллионов долларов США), а также 400 транспортных средств и тысячи единиц оружия.
Ну, ок, найдут они, что дать Киеву. А произвести новое? Мощности хватит? Перевести экономику на военные рельсы? Современную рыночную? Сейчас не 20 век, не так просто. Пупок не развяжется? Да, и население явно не оценит этого. Или Сунак банально блефует?
— Самое худшее в любой ситуации — недооценивать врага, — уверен политолог Владимир Можегов.
— Наш президент как-то сказал: мы еще не начинали. Но ведь и они еще не начинали, не так ли? Эта война — за власть над миром, стало быть — абсолютно принципиальна. Думать, что они просто так возьмут и сдадут ее — по меньшей мере глупо. Последние 500 лет (если вести счет от Реформации) они побеждали всегда. Да, не сразу, откатываясь назад, снова наступая, но в итоге абсолютный баланс за ними, счет сто — ноль в их пользу.
Традиционный, белый, консервативный, христианский мир за эти полтысячелетия практически полностью уничтожен. Неужели вы думаете, что они возьмут и остановятся в самом конце пути, когда им осталось всего ничего? Смять последний плацдарм?
Наши пропагандисты любят говорить: «Запад устал от войны». Запад то может и устал, но кому какое дело до этого Запада? «Запад» — это просто следующее блюдо на их столе. Сначала освободить землю от восточных славян, потом — от оставшейся консервативной Европы, потом — от Америки и Китая.
И все, останется только прийти и воцариться. Так что все пока идет по плану. У них еще все еще очень хорошо, что бы не сказать, замечательно.
«СП»: Европа давно живет в надежде на «зонтик США» и отвыкла от серьезных военных расходов. Даже 2 процента ВВП на НАТО выложить не могут. Получится ли перевести экономику на военные рельсы?
— Ну у нас же получилось? Почему вы думаете, что не получится у них? Мало ли кто от чего отвык. Никто никого спрашивать особо не будет. Есть такое слово — надо. И есть такое понятие — либеральная диктатура. Если стадо будет рыпаться — его просто поставят в стойло. Как уже ставили во время первой и второй мировой войны.
К слову, во время Второй мировой войны потенциал союзников превосходил потенциал стран Оси примерно в сто раз. Скажем, по нефти это был примерно такой баланс: 265 млн. тонн у союзников против 12 млн. тонн у немцев. При минимальной потребности последних где-то в 26 млн. тонн. И надо понимать, что в иных пропорциях наши уважаемые партнеры войн никогда и не начинают.
Если они решились сейчас на большую войну, значит они отдают себе полный отчет в том, на что решились. Конечно, Россия и Китай обладают сегодня гораздо большими ресурсами, чем, скажем, Германия во время ВМВ. Но ведь и война нынче другая. Нефть была кровью прошлой войны, кровь нынешней — скорее цифра…
«СП»: А на простых людях как отразится? Если придется для перехода на венные рельсы затягивать пояса, вызовет ли это протесты граждан? Как это повлияет на рейтинги консерваторов? Или им нечего терять?
— Ну, а причем тут граждане? Гражданам как всегда пообещают «кровь, пот и слезы» и загонят в концлагеря. Не обманывайтесь, это серьезная война. Шесть сотен крупнейших банкирских семей будут считать войну выигранной, даже если от всей прочей земли останется одна горстка пепла на выжженной пустыне.
— То, что расходы на оборону будут расти, особых сомнений не вызывает, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Другой вопрос, что все может оказаться не столь пафосно, как говорит Сунак.
«СП»: Насколько просто — вот так взять и перевести в короткие сроки современную рыночную экономику на военные рельсы? Насколько это реально в случае Британии?
— Британия пережила масштабную деиндустриализацию во второй половине ХХ века. Ее экономика сейчас — это во многом финансовые спекуляции и сфера услуг. Очевидно, на Западе сейчас происходит осознание, что отказ от индустрии и перевод промышленных производств в страны третьего мира был стратегической ошибкой.
Аналогичная ситуация и в оборонке — эта сфера устойчиво деградировала. Полагались на военный зонтик США и не хотели нести больших военных затрат, а после окончания холодной войны и вовсе возникла иллюзия, что эпоха больших войн позади.
Поэтому сейчас с запозданием будут пытаться откатить эту ситуацию назад.
Но насколько получится — большой вопрос, т.к. многие навыки и компетенции попросту утрачены, и тот же Сунак по своему уровню весьма далек от премьер-министров Британской империи.
«СП»: Что из себя представляет британский ВПК? Что он может дать Украине вот чисто теоретически, если задумка Сунака получится?
— Британия обладает одним из наиболее сильных ВПК на Западе. Всё-таки в прошлом это великая военная держава и мировой гегемон. Другой вопрос, что сейчас Британия во многом живёт на старом багаже, и этой сфере в последние десятилетия не уделялось должного внимания.
Поэтому, как мне кажется, основной смысл сказанного Сунаком — это реконструкция британского ВПК как такового, а не помощь Украине.
Но и на поддержу Украины у Британии ресурсов хватит. Поставки устаревших вооружений, инструкторы, информационная и техническая поддержка — все это и так давно есть и никуда не денется.
«СП»: Насколько реализация этой идеи повысит политический вес Британии в мире и в Европе? Лондон никогда не стремился стать одним из ведущих производителей оружия. Почему?
— Сильный ВПК — это всегда залог высокого политического статуса в мире. Британия была владычицей морей благодаря самому мощному и современному флоту, и утратила этот статус, когда ее стали догонять США и Германия.
Современная Великобритания — это тень себя самой столетней давности. Тем не менее, это по-прежнему весьма влиятельное государство. Мировым гегемоном она уже вряд ли когда-нибудь станет, но относительно укрепить свои позиции на мировой арене вполне может.
«СП»: В США предприятия ВПК серьезно зарабатывают на Украине. А в Британии? Или наживаться на войне может только главный, а остальные должны за идею?
— На Украине зарабатывают все, кто может. У США просто наиболее мощный ВПК, поэтому и возможностей для заработка больше.
«СП»: Ну, ок, ВПК наживется. А избирателям они что скажут?
— Военное кейнсианство было изобретено не вчера. Процветание США 1940−50-х годов было обусловлено как раз мощными инвестициями в ВПК. Так что Британия может в какой-то мере попытаться повторить тот успех.
Кейнсианская политика предполагает усиление регулирующей роли государства и повышение налогообложения крупного бизнеса. К тому же не надо забывать, что Великобритания — очень богатое государство, там со времён колониального грабежа ещё запасы. Так что инвестиции найдутся. Другое дело, что финансовый капитал будет сопротивляться — так же, как он сопротивлялся в США аналогичным правилам Трампа провести реиндустриализацию.
А Сунак не производит впечатление политика, обладающего волей и харизмой Трампа. Так что все эти начинания могут в итоге остаться пустыми словами и благополучно потоплены финансовым лобби.