Ночным поездом из Польши во вторник, 14 мая, в Киев рано утром прибыл госсекретарь США Энтони Блинкен. В западных СМИ визит почему-то называют «необъявленным», хотя накануне приезд шефа американской дипломатии проанонсировало издание Politico.
Агентство Reuters, в свою очередь, отмечает, что это первый визит на Украину высокопоставленного американского чиновника после одобрения Конгрессом военной помощи стране на 61 млрд долларов. Что касается лично Блинкена, то он последний раз посещал столицу незалежной в сентябре 2023 года. И нынешнее его появление там должно, как сообщается, продемонстрировать солидарность Вашингтона с Киевом.
«Мы прибыли, чтобы послать четкий сигнал уверенности украинцам, которые, очевидно, находятся в очень трудном положении как в связи с боями на восточном фронте, так и в связи с тем, что российские войска расширяют трансграничные атаки в Харьковской области», — сказал журналистам на условиях анонимности высокопоставленный член американской делегации.
По его словам, «задача госсекретаря — обсудить, как нашу дополнительную помощь направить таким образом, чтобы помочь укрепить их оборону и дать им возможность чаще брать на себя инициативу на поле боя».
Из заявления, распространенного пресс-службой Госдепартамента, следует, что Блинкен в ходе своего двухдневного визита собирается встретиться с Владимиром Зеленским, премьер-министром Денисом Шмыгалем и главой МИД Дмитрием Кулебой.
Во время этих консультаций госсекретарь рассчитывает «обсудить ситуацию на поле боя, влияние военной и экономической поддержки со стороны США, долгосрочные обязательства в сфере безопасности и других областях, а также продолжающуюся работу по ускорению восстановления экономики Украины».
Но это, что называется, официальная повестка спешного прибытия главы Госдепа в Киев.
Между тем, украинский Телеграм-канал «ЗеРада» со ссылкой на свои источники пишет, что помимо обсуждения с Зеленским острой ситуации на фронте — которая противоречит предвыборным нарративам Байдена про спасенную и усиленную Украину, в центре внимания будут вопросы подготовки к «саммиту» в Швейцарии и перезагрузка Кабмина.
Также будет объявлено о новом пакете помощи ВСУ, который должен хотя бы частично покрыть потребности армии.
Накануне советник американского президента по национальной безопасности Джейк Салливан сообщил на брифинге в Белом доме, что часть оружия, которое США должны поставить Киеву в рамках пакета на 61 млрд долларов, «уже находится на поле боя».
Другая (речь идет о вооружении на 400 млн долл., которое Байден пообещал 10 мая) поступит в зону боевых действий на текущей неделе. В эту партию, напомним, включены ракеты для ЗРК Patriot, БМП Bradley, бронеавтомобилей MRAP и противотанковые ракетные комплексы Javelin.
Блинкен, к слову, если верить информации Reuters, на встрече с Зеленским в столице заверил его, что «новый пакет вооружений уже прибывает», и это якобы «изменит ситуацию». Также госсекретарь отметил, что США хотят, чтобы со временем Украина стала самостоятельной «в экономическом, военном, демократическом отношениях».
В общем, такое впечатление, что господин госсекретарь прибыл с другой планеты. Или просто изощренно издевается. Поскольку во всех этих отношениях Украина не то что, мягко говоря, неуспешна. Она — загибается.
Какой смысл в таком случае несет визит Блинкена?
Этот вопрос «СП» адресовала историку и политологу Василию Стоякину:
— Во-первых, никто ни над кем не издевается. То, что произносит Блинкен, это как бы идеологически выверенный речекряк, который обязан произносить любой американский политик. К реальности он не имеет отношения, но это никого не интересует. Для них это норма.
Вот если бы госсекретарь, например, заявил: «У вас, г-н Зеленский, вся спина белая. В смысле подходит к концу срок ваших президентских полномочий». Вот это было бы удивительно. А так ничего особенного он не сказал.
По поводу полномочий, кстати, я уже писал и говорил. Повторяю еще раз: эта тема абсолютно надуманная и с юридической точки зрения, и, самое главное, с политической точки зрения.
Потому что президентом Украины является человек, который выбран Госдепом, совершенно независимо от того, что там написано в украинской Конституции, какие были результаты выборов, и все остальное…
Что же касается непосредственно визита, то тут все лежит на поверхности.
«СП»: Поясните, пожалуйста.
— 10 мая начинается российское наступление. И что бросается в глаза? Бросается в глаза удивительное сходство между нынешним российским наступлением и прошлогодним украинским наступлением на южном направлении. А именно, полное отсутствие какой-то внезапности и секретности.
То есть, всем было известно, что Украина начнет наступать по направлению на Мелитополь-Бердянск. Это не скрывалось, об этом рассказывали умные эксперты.
У нас было точно так же. На самом высшем уровне, совершенно официально Владимир Путин поставил задачу — создать зону безопасности вдоль российской границы. И разумеется, военное командование должно было его поручение выполнять.
Никакой секретности тут обеспечить было невозможно, это очевидно. Было понятно, что наступление начнется именно в этом направлении. И примерно в то время, когда земля просохнет.
Как прогнозировалось, так и получилось. То есть, никакой внезапности. Но при этом совершенная разница в результатах. Потому что украинские войска в прошлом году сразу же уперлись в предполье российской оборонительной линии. До этой линии с огромным трудом и огромными потерями они каким-то образом доползли — на этом все кончилось.
Российские войска к украинской оборонительной линии вышли сразу. Продвижение было необычно стремительное. Хотя, казалось бы, полоса эта должна быть подготовлена — там что-то строили, мины рассыпали. И российские войска тоже должны были, по идее, упереться, а не уперлись.
«СП»: Неслучайно украинский эксперт Биркадзе ранее оговорился, что на строительстве фортификационных сооружений «мы украли 37 млрд гривен»…
— Понятное дело, сразу же начались скандалы относительно того, что, дескать, Харьковская область плохо подготовлена к обороне. И что речь идет о коррупции.
Собственно говоря, визит Блинкена, необъявленный до этого, совершенно внезапный, именно с этим и связан.
«Ребята, вы вообще собираетесь воевать?», — спросил он как бы Владимира Александровича, поигрывая плеткой. И тот, наверное, что-то ему ответил.
Опять-таки, я напомню, что для Америки украинский конфликт, это, в первую очередь, внутриполитический фактор перед президентскими выборами.
Когда, допустим, речь шла о выделении военной помощи, то она была увязана с принятием Верховной Радой закона о мобилизации. Потому что надо было показать американскому избирателю, что Украина действительно сопротивляется.
И сейчас ситуация точно та же. Американский избиратель это проглотил, военную помощь выделили. Но тут внезапно начинается российское наступление, а украинские войска занимаются чем-то ни тем.
То есть, что вообще происходит? Мы кому помогаем? Эти ребята собираются воевать?
Задавать Зеленскому соответствующие вопросы и поехал Блинкен.
«СП»: Он там еще заявил, что новый пакет вооружений от США вот-вот прибудет на Украину, и это якобы «изменит ситуацию». А изменит?
— Честно говоря, у меня не создалось впечатление, что Киев вообще остался без помощи в то время, пока Америка занималась обсуждением этих вопросов. Потому что Европа военную помощь продолжала выделять. Там есть моменты, которые просто технически не решаются.
Например, вопрос о передаваемых системах Patriot или IRIS-T решается на уровне единичных поставок. Потому что лишних комплексов просто нет ни у Америки, ни у других стран.
Это высокотехнологическая продукция, их не так много. Поэтому вбрасывать такую технику в большом количестве хоть куда-нибудь тупо не получается.
Какие-то дополнительные возможности, наверняка, у Украины появятся. Но о радикальном изменении никто и не говорил.
Потому что, если судить по риторике Запада и украинской стороны, то речь идет о том, что поставки западных вооружений позволят лишь замедлить или приостановить российское наступление. Не более того.
О каком-то переломе в военных действиях в пользу ВСУ никто вообще не говорит.