Стратегический союз

Стратегический союз

Андрей Рудалёв

Андрей Рудалёв

Публицист, писатель, литературный критик

«Беспрецедентно высоким уровнем стратегического партнёрства» назвал Владимир Путин нынешние российско-китайские взаимоотношения в интервью агентству «Синьхуа». Это наглядно демонстрирует рифма первых визитов первых лиц государств с момента вступления в должность. Сначала китайский лидер Си Цзиньпин после избрания в прошлом году направился в Москву, теперь российский президент совершил аналогичную поездку в Пекин.

Также по теме

Путин: Москва и Пекин придают большое значение партнёрству двух стран

Президент России Владимир Путин заявил, что российская и китайская стороны придают большое значение партнёрству двух стран.

Важно отметить, что партнёрство двух стран не сиюминутное, не связанное с идеологической или политической конъюнктурой, какой-то временной необходимостью, а историческое, цивилизационное. Это долгий путь, по которому шли, и сейчас он находится в своей высшей точке. Неслучайно Владимир Путин говорит про выстраивание «уважительного диалога между цивилизациями», а китайский лидер охарактеризовал отношения двух стран как эталонные и заслуживающие «самого бережного отношения».

В трактовке Путина современные российско-китайские связи — «осознанный стратегический выбор, базирующийся на широком совпадении коренных национальных интересов, глубоком взаимном доверии, мощной общественной поддержке и искренней дружбе народов двух стран». Это многоаспектный синтез, который касается не только экономики (притом что Китай — главный торговый партнёр нашей страны), но и, например, сферы культуры, где также есть взаимный интерес.

Государства-цивилизации — на пути нового открытия друг друга. Неслучайно российский лидер напомнил и важные исторические аспекты: в годы Второй мировой войны страны сражались практически спина к спине с общим врагом, а после образования КНР Советский Союз признал страну первым и на второй день её существования.

Вот и теперь они стали опорой укрепления многополярного мира, в то время как суверенность и уникальность повсеместно пытается стереть ластик западного диктата.

В интервью президент Путин сделал акцент на схожести позиций по ключевым вопросам мировой повестки. Так, по его словам, обе страны отвергают «попытки Запада навязать порядок, основанный на лжи и лицемерии, на неизвестно кем придуманных мифических правилах».

Речь также следует вести и об исторической связанности наших стран, которые выступают естественными цивилизационными альтернативами западному катку универсального миропорядка, когда всех — под одну гребёнку ради интересов единого гегемона, когда, по сути, объявлен крестовый поход против традиционных ценностей.

Ещё в девяностые отечественный мыслитель Александр Панарин отмечал, что «новое наступление Запада на Россию неминуемо приведёт к наступлению на Китай». Он полагал, что осознание этого важно для предотвращения глобальной геополитической катастрофы. Вот и сейчас российско-китайское сотрудничество становится стабилизирующим фактором на мировой арене.

Мало того, по словам Панарина, союзничество и альянс с Китаем совершенно естественны и являются альтернативой Западу. Так формируется общество незападного типа, которое не только избавляется от комплекса неполноценности, но вместо роли вечно догоняющего выбирает вектор опережающего развития. В партнёрстве России с Китаем для этого есть все основания: большая общая граница, перспективный Северный морской путь, огромные российские природные ресурсы и изобилие рабочих рук в Китае.

Для России стратегическое партнёрство с КНР приоритетно ещё и в плане преодоления не только мировоззренческого, но в первую очередь географического перекоса в сторону Запада. Так её огромные территории Севера, Сибири, Дальнего Востока могут получить мощный толчок для развития.

Произойдёт включённость и пробуждение всего пространства страны-континента в единую цивилизационную работу.

Сейчас также реализуется мощная программа по укреплению межрегиональных связей двух стран. Так, например, параллельно с визитом Путина Китай посетила делегация Архангельской области. Задача — развитие Северного морского пути, повышение объёмов морского грузооборота.

Также по теме

Путин заявил, что может обсуждать с Си Цзиньпином даже самые непростые вопросы

Президент России Владимир Путин заявил, что может обсуждать с председателем КНР Си Цзиньпином даже самые непростые проблемы.

Для России принципиально важно преодоление инерции европоцентризма. Это ложное учение негативно сказывалось на её развитии и становилось источником многих потрясений, когда свет сходился клином на Западе. Происходил постепенный перекос, который то и дело разламывал страну, делался причиной расколов. В разные периоды истории возникало деструктивное искушение затиранием и отменой уникальной отечественной цивилизационной сущности.

При этом главный залог стабильности и развития такой страны, как Россия, состоит в балансе географический ориентированности. Она — центр, связующий Запад и Восток, Север и Юг. Опора мировой многополярности и равноправного цивилизационного диалога. Но и не только, в этом ключ к новому открытию и постижению самой российской огромности.

Собственно, такую идею сформулировала для нашей цивилизации история ещё со времён Петра Великого.

Кстати, про Петра. Историк Василий Ключевский приводил его высказывание, что Европа необходима России на несколько десятков лет, затем нас ждёт широкий географический простор. Показательно, что в конце жизни император всё больше смотрел в сторону Азии. Думал о дороге в Китай и Индию, помышлял о Северном морском пути. Отсюда и известное высказывание Михаила Ломоносова, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Географический кругозор Петра был многим более обширен, чем только лишь пристальное вглядывание в Европу. Таков и завет отечественной истории, которая последующие столетия искала пути реализации именно в этом направлении.

Теперь есть все основания для воплощения этого исторического послания, когда речь идёт не о противостоянии систем, а о возникновении по-настоящему суверенных цивилизационных альтернатив. Что и показывает нынешнее российско-китайское партнёрство, а также площадка БРИКС, где собираются голоса Глобального Юга и Востока.

Сейчас Россия вновь становится одним из мировых центров для реализации идеи связанности мира, суверенности его частей. И конечно, в этом была и есть серьёзная угроза для монополии Запада как доминирующего центра. Россия и Китай предлагают миру принципиально иную, нежели отношения «гегемон — вассал», парадигму. Это концепция открытости, равенства и справедливости, партнёрства и дружеского отношения.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.