Контакты стран «арктической пятерки», в которую, помимо России, входят Норвегия, США, Канада и Дания, прерваны, заявил директор правового департамента российского МИД Максим Мусихин.
Он напомнил, что в этом формате страны, в частности, дискутировали по проблемным вопросам насчет континентального шельфа. По его словам, наличие связи «снимало таким образом озабоченности и [«пятерка»] информировала друг друга о готовящихся шагах».
Прекращение работы этого механизма произошло «не по нашей инициативе», «это не наша проблема», подчеркнул Мусихин. По его мнению, США и другие западные страны в «пятерке» сами решили перестать «в доверительном ключе обсуждать эти серьезные вопросы».
Насколько это критично для нас? Можем ли мы решать вопросы в регионе без «пятерки»? Тем более, что напряженность в наших отношениях сохраняется с начала СВО, вряд ли контакты полностью прекратились только сейчас…
— С началом специальной военной операции по инициативе Запада были прекращены многие совместные проекты, даже если они имели исключительно гуманитарный характер, — напоминает руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— «Арктическая пятерка» — один из таких взаимовыгодных проектов. Он позволял пяти прибрежным арктическим государствам решать вопросы государственных границ, использования шельфа, формирования новых транспортных коридоров и другие, которые соседям невозможно решать иначе как совместно, как минимум, уведомляя друг друга.
Канада, Дания, Норвегия, Россия и Соединенные Штаты до последнего времени находили какой-то общий язык и в рамках «пятерки», и в рамках Арктического совета («пятерка» плюс Финляндия, Исландия и Швеция). Видимо, время согласованных действий ушло в прошлое. Теперь каждый будет за себя.
«СП»: Это плохо для нас? «Арктическая пятерка» нужна нам и вообще?
— Арктика — очень важный регион планеты, насыщенный ресурсами, за которые в скором времени может начаться борьба, если не война. В период подготовки Запада к войне (трудно иначе воспринять отказ от сотрудничества, обмена данными) не стоит рассчитывать на взаимопонимание с противником. Думаю, мы готовы к жизни в новых условиях. Россия была и остается самым арктическим, если так можно выразиться, государством — хотя бы потому, что у нас наиболее протяженные арктические границы.
По мнению ученых, подо льдами Арктики залегает около 83 млрд баррелей нефти (примерно 10 млрд т), что составляет 13% от мировых неразведанных запасов. Природного газа в Арктике, по тем же данным, около 1550 трлн кубометров. При этом почти все арктические запасы природного газа залегают у берегов России.
Ученые отмечают, что большая часть ресурсов находится на глубине менее 500 м. Уже сейчас в арктической зоне сконцентрирована добыча 91% природного газа и 80% (от общероссийских разведанных запасов) газа промышленных категорий. Здесь же сосредоточена большая часть российских запасов золота (40%), хрома и марганца (90%), платиновых металлов (47%), коренных алмазов (100%), вермикулита (100%), угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита (50%), флогопита (60−90%). То есть для России Арктика — очень ценный регион.
По тем же основаниям не менее ценен он и для всего мира. И это значит, что государственные границы в Арктике неминуемо будут подвергаться сомнению.
Чем более сильная держава будет выражать эти сомнения, тем более жестко она будет доказывать свою правоту. Не стоит рассчитывать и на то, что на это безучастно станут взирать другие страны, не расположенные в Арктике. Периодически уже звучат заявления, что Арктика точно так же, как и Антарктида, является достоянием всего человечества.
Нужна ли в таких условиях «арктическая пятерка»? Несомненно! Как и Арктический совет. Ведь арктическим государствам рано или поздно придется вместе отстаивать свои права. Но на Западе видят всё по-другому. Что ж, пусть свои проблемы решают без нас.
Мне кажется, у нас больше оснований и возможностей договориться с окружающим миром, а соседям, если они готовятся к войне, придется столкнуться с нашей силой. При этом они должны понимать, что арктические подразделения российской армии — сильнейшие в мире просто даже потому, что они есть и уже давно осваивают регион.
На Западе об этом только задумались. При этом у нас мощнейший атомный ледокольный флот, единственный в мире. К конфликту в Артике Россия несомненно готова лучше других.
«СП»: Каким вызовам в Арктике мы могли бы противостоять самостоятельно. А каким — нет?
— Глобальное потепление — это угроза для всего человечества. Оно ударит в первую очередь по Арктике и Антарктиде и может изменить многое на планете. И в этом направлении надо работать сообща. Но наши соседи так не считают.
Время покажет, смогут ли они справиться самостоятельно с грядущими проблемами. Остальное, мне кажется, зависит от масштаба экономики. Страны вроде России и США могут работать самостоятельно в Арктике, другим нужна кооперация, потому что бизнес в Арктике очень затратный, дорогостоящий.
«СП»: Насколько им было бы выгодно уменьшить наши возможности в Арктике?
— Однозначно невыгодно. Экономическое ослабление России создаст предпосылки для снижения экономической активности в Арктике, уменьшения контроля за природной средой, погодой, прочими критическими факторами. Это грозит опасностью для всех, ибо Арктика — очень хрупкий регион.
Странно, что наши недоброжелатели так недальновидны и намерены препятствовать арктической деятельности России. Самый плохой сценарий ударит по ним бумерангом. Рассчитываю на то, что он не случится.
«СП»: Пентагон отмечал, что после начала военного конфликта России и Украины в Арктике «еще больше усугубилась» стратегическая конкуренция. Осенью 2022 года в конгрессе США допустили, что Арктика может превратиться в новый центр конфликта с Россией. Есть ли такая опасность? Каковы признаки?
— Как я уже сказал, Арктика и вне украинского кризиса — потенциально конфликтоопасный регион. Неудачи на Украине могут заставить Запад действовать традиционно — начать «поджигать» окраины. Уверен, что Арктика в Пентагоне также рассматривается как регион, создав напряженность в котором, можно распылить силы России. Ну, а раз они уже говорят об этом в открытую, значит, такие планы точно рассматриваются.
— Арктика представляет колоссальную ценность для каждой из пяти стран, омываемых водами Северного Ледовитого океана, — поясняет историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Это — важнейшие логистические коридоры и богатейшие природные ресурсы для экономики. Это форпост обороноспособности, позволяющий сохранять ядерный паритет.
Поэтому сотрудничество в Арктике намного выгоднее противостояния, но страны НАТО считают иначе. И если Норвегия, Дания, США и Канада не желают его развивать с нами, то это не только не наша вина, но ещё и их проблемы.
«СП»: Можем ли мы сами решать проблемы в Арктике, обходясь без других стран?
— Прошли те времена когда катастрофа «Курска» стала горьким упрёком тем, кто за считанные годы развалил то, что на Севере десятилетиями создавалось упорным трудом их предшественников. За прошедшую четверть века мы смогли восстановить утраченное, а что-то даже и приумножить. Сегодня Россия может самостоятельно противостоять любым природным и техногенным вызовам в Арктике, не прибегая к чьей-либо помощи: у нас — самый мощный ледокольный флот мира и самая развитая инфраструктура на побережье. Более того — мы способны оказывать такую помощь другим, разумеется при условии если такая просьба поступит.
«СП»: А готовы ли мы к вооруженному конфликту в регионе?
— События восьмидесятилетней давности показали, что в Арктике возможна лишь мобильная война за ключевые пункты, дающими контроль над огромными малонаселёнными пространствами. Наиболее вероятные районы сколько-нибудь масштабных боевых действий в привычном нам понимании — это Баренцево море, в меньшей мере — Берингов пролив: там, где мы близко соприкасаемся с потенциальным противником. Но пока что к широкомасштабному конфликту Запад не готов: арктическая инфраструктура США и Канады на порядок слабее нашей, а одной лишь европейской тут будет недостаточно. И не будем забывать, что у Запада есть куда более приоритетные направления в виде Украины, Ближнего Востока и Тайваня.