В Армении сегодня день большой политики. В Ереване 21 июня пройдут парламентские слушания «О проведении референдума по вопросу подачи заявки на членство Армении в ЕС». Для небольшой страны с населением менее 3-х миллионов человек — это безусловно событие. Вопрос лишь один: что дальше, после референдума? Немедленное членство в ЕС? А как же членство в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), от которого Армения получает немалые экономические дивиденды?
Настало время определяться. Но руководство Армении, похоже, пытается усидеть на двух стульях, получая выгоду и от тех, и от других.
На 21 июня, кстати, намечено еще одно событие: в Алма-Ате пройдет встреча глав внешнеполитических ведомств ОДКБ. Глава МИД Армении Арарат Мирзоян уже заявил, что не примет участия в этой встрече. Армения сегодня смотрит на Запад.
Началось это не сегодня. «Войдя в список беднейших стран Европы, Армения тем самым совершила откат к эпохе Средневековья», — заявил доктор исторических наук, заведующий кафедрой культурологии исторического факультета Ереванского государственного университета Гамлет Петросян.
К концу 2023 года в Армении бедными считались 2/3 населения. Цены растут, средняя зарплата — около 30 тысяч в переводе на русские рубли, внешний долг приближается к 12 млрд долларов.
Может, в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) к Армении и правда недостаточно внимательны?
Однако в 2023 году в Евразийском экономическом союзе (куда входят пять стран: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) был принят ряд решений, создающих для Армении режим наибольшего благоприятствования. Среди них — сохранение для Армении беспошлинных квот на импорт мяса из третьих стран, вступление в силу единого техрегламента на алкоголь, запуск поддержки по проектам промышленной кооперации. В 2024 году для Армении останутся в силе квоты на беспошлинный ввоз мяса.
Даже для армянского коньяка в ЕАЭС сделали исключение, дав ему по техрегламенту наименование «национальный коньяк». Кроме того, для Армении снижены пошлины на ряд непродовольственных товаров — сигареты, металлические концентраты, чистую медь, серебряные изделия.
Россия по-прежнему ведущий торговый партнер Армении. Понятно, что без армянского коньяка, сухофруктов, овощных консервов и соков Россия может спокойно обойтись. А вот без российских газа, нефти, леса, бытовой химии, автомобилей, материалов горнорудной промышленности Армения проживет едва ли.
Но армяне — нация специфическая, они в чем-то сродни цыганам. По разным странам разбросано от 7 до 10 миллионов армян, в то время как в самой Армении, по официальным данным, проживает не более 3,3 миллиона человек.
Многомиллионная армянская диаспора живет в богатейших регионах мира: Калифорнии, Париже, на Лазурном берегу Франции. И армяне хотят, чтобы уровень жизни у них на родине ничем не уступал Лас-Вегасу, Лос-Анджелесу, Буэнос-Айресу, Парижу, Сингапуру. Оттого и идут поиски «лучшей доли» на Западе.
Для чего собираются проводить референдум по вопросу подачи заявки на членство Армения в ЕС? Ведь для подачи заявки на вступление в ЕС достаточно письма от главы исполнительной власти. Ни Молдова, ни Грузия, ни Украина, подавшие заявки на вступление в ЕС, референдумы по этому поводу не проводили. Зачем это Армении? С таким вопросом «СП» обратилась к армянскому политологу, эксперту по вопросам региональной безопасности, руководителю центра Стратегических исследований Гранту Мелик-Шахназаряну.
— Референдум о подаче заявки на членство в ЕС сам не имеет смысла, он даже в некоторой степени абсурден. Просто власти Армении хотят показать Западу, что они меняют курс, отказываясь от России и ориентируются на Брюссель и Вашингтон. Референдум о членстве в ЕС будет совмещен с конституционным референдумом и наиболее вероятно пройдет до конца октября 2024 года. Вообще, странно проводить такой референдум отдельно от какой-либо электоральной кампании. Пашиняна раскритикуют за бесполезную трату огромных средств налогоплательщиков.
«СП»: Но, с другой стороны, такой референдум — своего рода реверанс руководства Армении в сторону Запада, попытка получить какую-то поддержку. В чем?
— В этом действительно есть конкретный расчет. В последнее время в Армении много протестных выступлений. Полиция обходится с демонстрантами очень жестко. Мне известно, что ЕС финансирует реформы в полиции Армении, а такая силовая поддержка сейчас нужна Пашиняну.
«СП»: Я читаю отчет о выполнении Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между ЕС и Арменией (CEPA). «На средства ЕС в Дилижане созданы Туристический информационный центр и Центр искусств и ремесел, в Дилижанском национальном парке проложено 11 пешеходных туристических троп, в Сюнике — 300 км троп. При исторической пещере Арени-1 открыт туристический информационный центр, в Ашоцке создан лыжный центр. Благодаря этим проектам появилось свыше 100 новых рабочих мест для местного населения». В Армении считают, что это выгоднее сотрудничества с ЕАЭС?
— ЕАЭС дает Армении возможность импорта сырья и ресурсов, без которых стране просто не прожить. Мы получаем там по льготным ценам нужную продукцию.
В частности, Россия дает Армении энергетическое сырье, газ, нефть, уран, поддерживает работу атомной электростанции. Если мы все это потеряем в обмен на «туристические тропы», проложенные ЕС, экономика Армении рухнет.
«СП»: Как вы считаете, Армению примут в ЕС?
— В ЕС Армению не примут никогда. Намного более благополучная Турция безуспешно пытается вступить в ЕС уже 30 лет. Я общался с чиновниками в Брюсселе, они открыто говорят: «Зачем нам конфликтный регион?». В ЕС не нужна дополнительная головная боль. Там своих проблем хватает.
«СП»: Но ведь Пашинян в последнее время демонстрирует свое миролюбие, и даже в разговоре со своим оппонентом, президентом Турции Эрдоганом, высказался достаточно благостно. По крайней мере Ереван и Анкара выразили готовность к «урегулированию отношений двух стран без каких-либо предварительных условий».
— Все это показные шаги. Дело в том, что в ЕС не принимают страны, находящиеся в состоянии военных конфликтов.
А вопросы территорий приграничных сел между Арменией и Азербайджаном, в частности, в Тавушском районе, не урегулированы. На фоне этого конфликта выдвинулась новая политическая фигура — Архиепископ Баграт, который выступает за сохранение исконных армянских территорий.
«СП»: Но, может быть, ЕС даст Армении гарантии безопасности?
— Запад никогда не сможет дать Армении те гарантии безопасности, которые дает Россия. Сейчас российские миротворцы уходят из Арцаха. На самом деле после поражения Еревана в войне 2020 года российские миротворцы должны были максимально обеспечить интересы мирного населения. Но после того, как Пашинян признал азербайджанский статус Карабаха, миротворцы оказались в правовом вакууме. Российская военная база в Гюмри на самом деле стратегически важный объект для Армении. Она охраняет армяно-турецкую границу. Пока база сохраняется, территориальных угроз от Турции не будет.
«СП»: Турция нередко выступает за восстановление своих границ 17 века, по которым часть нынешней Армении входила в состав Турции. Не произойдет ли этого после ликвидации российской военной базы в Гюмри?
— Сейчас Запад руками властей Армении пытается выдавить Россию из Кавказского региона. Но если это произойдет, для Армении это обернется катастрофой. Выиграет от этого только нынешняя власть, которая получит свою часть финансовой благодарности от Запада. А народ останется как и прежде ни с чем. Но сейчас в Армении народное движение на подъеме. Я не исключаю, что к осени в Армении заговорят о смене власти.