14 июня президент России Владимир Путин изложил ряд условий, которые, по его словам, принесут «окончательное завершение» конфликта на Украине. Как сказал Путин, «условия очень просты»: Украина должна полностью выйти с территорий Донецка, Луганска, Херсона и Запорожья, а также отказаться от намерений вступить в НАТО.
«Как только в Киеве заявят о том, что готовы к такому решению, и начнут реальный вывод войск из этих регионов, а также официально уведомят об отказе от планов вступления в НАТО, с нашей стороны незамедлительно, буквально в ту же минуту последует приказ прекратить огонь и начать переговоры. Повторю: мы это сделаем незамедлительно».
Президент добавил: «наша принципиальная позиция следующая — нейтральный внеблоковый безъядерный статус Украины, ее демилитаризация и денацификация, тем более что с этими параметрами все в целом согласились еще в ходе стамбульских переговоров в 2022 году».
Гарантируя «беспрепятственный и безопасный отвод» украинских войск, Путин также предупредил: в том случае, если Украина и «западные столицы» отклонят это предложение, на них полностью ляжет «политическая и моральная ответственность за продолжение кровопролития».
Как и следовало ожидать, на предложение Путина последовал не слишком обнадеживающий ответ.
Министр обороны США Ллойд Остин заявил, что Путин «не в том положении, чтобы диктовать Украине, что ей следует делать для достижения мира», а премьер-министр Италии Джорджа Мелони назвала эту инициативу «просто пропагандой».
Тем не менее, если бы внешней политикой США руководили люди, не страдающие манией величия, они бы как минимум рассмотрели предложение Путина — учитывая, что вопрос о том, кто именно управляет Донецком, Луганском, Херсоном и Запорожьем, нас никоим образом не касается.
А при нынешней динамике событий на Украине — обвал экономики, миллионы беженцев, сотни тысяч жертв военных действий — Киеву следовало бы подумать о том, чтобы принять предложение. Но Украина на это не пойдет, просто потому что в этом случае Зеленский, скорее всего, не выживет.
Ультраправые, которые (не будем забывать) сами разожгли этот пожар в феврале 2014 года, потребовали бы (окончательного?) смещения Зеленского с поста президента. Сейчас они действительно могут это выполнить, и даже с некоторым налетом легитимности, поскольку Зеленский превысил установленный конституцией срок своих полномочий, отказавшись от проведения президентских выборов в мае.
Последние требования Путина кажутся максималистскими: если он говорит всерьез, ему с большой вероятностью придется силой выдворять украинские войска с территории, которую он формально присоединил еще до того, как полностью взял под контроль. Все это приведет к затягиванию и, может быть, — если верить угрозам из Елисейского дворца — даже расширению конфликта.
В идеале Путину хватило бы нейтралитета Украины: Россия высказала свою точку зрения на расширение НАТО. Главный вопрос в том, есть ли в требованиях Путина пространство для компромисса?
Как мне сказал авторитетный эксперт по России Николай Петро из Университета Род-Айленда, «Россия предлагает то, чего не предлагает Украина: путь к прекращению кровопролития — просто вывод войск. Отметьте, что о признании территориальных уступок речь не идет».
В конечном счете, все может свестись к опциям — к тому, у кого их больше. Несмотря на восторженную риторику «мирной конференции», прошедшей в Швейцарии под Люцерной, у Зеленского, похоже, опции заканчиваются. А у Путина — у которого сильная экономика, (предполагается) поддержка со стороны Китая, более многочисленные население и армия, военно-промышленный комплекс, развернувшийся на полную катушку, и впереди еще шесть лет президентского срока — вариантов действий немало.
Как подчеркивает Петро, «предложение Путина демонстрирует лживость заявлений Запада о том, что Россия якобы намерена завоевать всю Украину, а потом всю Европу. Президент России четко ограничивает территориальные цели четырьмя частично занятыми регионами. И точка».
Некоторые сочтут, что предложение Путина рассчитано на отказ и должно заложить основу для более затяжного конфликта. Но США не следует с ходу отбрасывать дипломатические ходы Путина, направленные на достижение мира.
Если бы на администрацию Байдена работали хоть какие-то настоящие дипломаты, она могла бы воспользоваться их услугами как отправной точкой для начала переговоров.
Автор: Джеймс Карден — James Carden — главный редактор сайта Американского комитета по достижению согласия между Востоком и Западом (The American Committee for East-West Accord). Ранее работал советником по России при Специальном представителе по глобальным межправительственным делам государственного департамента США.
Оригинал
Перевод: Анна Полунина