Вездеход может быть передвижной базой для работы на Севере
На технологическом форуме «Иннопром – 2024» в Екатеринбурге инженеры МФТИ представили первый российский водородный вездеход с водородной заправочной станцией. Вездеход «Русак К-10» на водороде сделан совместно с компаниями «Вездеходы для севера (Нижегородская обл.), «Кубо» (Санкт-Петербург) и «Гидроджен Энерджи» (Московская обл.).
Это пятиосная машина габаритами 12 х 2,9 х 3,6 метра, массой 12,5 тонн, способная развивать скорость до 60 км/ч с 8 пассажирами и грузом весом до 2,5 тонн. Гибридная силовая установка работает от водородного топливного элемента мощностью около 120 кВт, который получает водород из шести баллонов суммарной емкостью 1200 литров с давлением 350 бар, то есть масса водорода на борту равна примерно 30 кг. Эта система питает группу тяговых литий-ионных аккумуляторов емкостью более 120 кВт*ч, которые, в свою очередь, обеспечивают энергоснабжение синхронным электродвигателям мощностью 180 кВт с постоянными магнитами.
Как рассказали разработчики, в режиме движения по зимнику на крейсерской скорости водородный вездеход способен проехать до 400-500 км без дозаправки.
Вездеход может быть передвижной базой для работы на Севере, способен преодолевать водные препятствия, а шины низкого давления обеспечивают минимальное воздействие на почвенный покров хрупкой природы в Арктике.
Директор Института арктических технологий МФТИ Юрий Васильев рассказал:
Для нашей команды МФТИ это не первый опыт разработки гибридных силовых систем, но безусловно один из самых знаковых. Это экспериментальный образец, огромная работа проделана, но она еще не закончена – нам предстоят ходовые испытания в разных режимах, в том числе в суровых климатических условиях заполярного Ямала. Данная работа помогла нам набить новые шишки, решить массу инженерных задач.