Сейм (нижняя палата парламента) Польши признал геноцидом депортацию крымских татар в мае 1944 года.
В Варшаве не любят вспоминать и как-то увязывать события, но в тот год еще шла Великая Отечественная война.
В январе 1945 года Красная Армия начала Висло-Одерскую операцию, которая в итоге привела к освобождению Польши от фашистов. 600 тысяч советских солдат и офицеров остались лежать в польской земле.
Сейм Польши, конечно, об этом не вспомнил.
В принятом сейчас документе подчеркивается «бесценный вклад татар в историю Польши». За резолюцию проголосовали 414 депутатов, против — 16, воздержались — двое.
И чего они хотели добиться? В очередной раз «уколоть» Россию? И как, получилось?
— В годы Второй Мировой войны репрессии против отдельных народов являлись обыденной практикой для всех воюющих стран, включая участников Антигитлеровской коалиции, — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Достаточно вспомнить что в США подвергались депортациям граждане японского происхождения, для этнических немцев по обе стороны Атлантического океана устанавливалась масса всевозможных ограничений. И даже в нейтральной, хотя и пытавшейся усидеть на двух стульях, Турции проживавшим в стране армянам, грузинам и русским предписывалось выехать из районов, граничащих с СССР.
При этом отметим, что практика репрессий против целых этносов является порочной: даже среди объявленного «неблагонадёжным» народа «благонадёжных», в той или иной исторической трактовке, граждан всегда оказывается большинство. Не будем забывать, что в СССР многие представители репрессированных народов за героизм на фронтах Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза, тот же прославленный лётчик крымский татарин Амет-Хан Султан. И в тех же США большинство этнических немцев было отнюдь не на стороне Гитлера.
«СП»: Чего вдруг сейчас Варшава озаботилась этой темой?
— Главная цель данного демарша — стремление в очередной раз насолить России. Тем более что принятие политической декларации в парламенте не требует каких-либо затрат, кроме как на бумагу для её написания, а также не влечёт за собой никаких последствий для госбюджета.
«СП»: Кажется, эта тема раньше их не особо интересовала…
— Не интересовала в принципе, даже несмотря на то, что проживающие в стране мусульмане — польские татары — являются потомками невольников, которые были угнаны в ходе набегов Речи Посполитой на Крымское Ханство в XV-XVII веках.
Дело в том, что в те времена в Европе набегами на соседей и угоном людей в неволю промышляли все без исключения: одни в большей степени, другие — в меньшей, и здесь всё зависело от выгоды использования подневольного труда, либо возможности перепродажи пленных в другие страны.
На Руси этим занимались мало, чаще всего в окраинных районах: хватало своего человеческого ресурса, да и внешнеэкономические связи были не сильно развиты чтобы торговать пленными. А вот Речь Посполитая подобного промысла не гнушалась.
«СП»: Показательна радостная реакция бандеровцев на решение польского сейма… Чему радуются?
— Бандеровцы действуют по принципу: «Лишь бы у соседа хата сгорела!» Любая декларация против России для них — это радость. Даже при том, что сама декларация окажется пустым сотрясанием воздуха.
«СП»: А как нам реагировать?
— Помните басню «Слон и Моська»? Слон ведь мог раздавить лающую на него собаку, но не стал делать этого: он слишком большой чтобы отвлекаться на каждую мелочь. Часто бывает выгоднее оставить визгливую критику без внимания, чем реагировать на неё: каждая реакция на подобные провокации становится питательной средой для травли. Ведь по той же самой схеме устраивается и буллинг неугодных в человеческом обществе: чем болезненнее жертва реагирует на «булавочные уколы», тем чаще они повторяются.
— Примечательно, что Польша пошла на это решение не 10 лет назад, когда Крым воссоединился с Российской Федерацией, и даже не в 2015 году, когда подобное решение было принято украинским парламентом, — отмечает политолог, председатель Крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— По-моему, время выбрано не случайно. Исчерпав по большей степени свои возможности навредить Российской Федерации, Польское государство решило через гуманитарную политику каким-то образом оказать воздействие на внутриполитический кейс российского государства. А ведь именно Россия занимается обустройством депортированных народов Крыма, не только крымских татар.
Именно Российская Федерация, благодаря указу президента Российской Федерации о мерах по реабилитации репрессированных народов Крыма, поставила точку в многолетних дискуссиях на тему депортации. Именно Россия на деле, а не на словах, восстановила историческую справедливость. Именно в российском Крыму сооружаются грандиозные мемориалы жертвам депортации, чего не было в украинскую бытность полуострова.
«СП»: Польшу до этого когда-либо интересовали проблемы крымских татар?
— Если копнуть в историю, то Польшу, по большому счету, особо никогда не волновала судьба крымских татар. Были времена, когда польские короли вступали в коалиции с крымскими ханами, сотрудничали с ними в своих военных походах. Были периоды, когда поляки воевали с татарами Крыма. Было всякое. Ну а в новейшее время Польша не особо-то проявляла заинтересованность в судьбе крымскотатарского народа, который в большинстве живет у себя на Родине в российском Крыму и является частью нашего многонационального крымского сообщества.
«СП»: Интересно, почему на Украине эту тему особо не трогали, пока Крым был их? Не было нужды? Про крымских татар на Украине почему-то вспомнили только после потери Крыма.
— Во время нахождения Крыма в составе Украины, киевские власти постоянно спекулировали на теме межнациональной политики в Крыму. Вместо того, чтобы заниматься обустройством депортированных народов Крыма, а речь идет не только о крымских татарах, но и об армянах, болгарах, немцах, греках и итальянцах, чиновники из украинской столицы разглагольствовали и натравливали крымчан один на другого.
В российском Крыму исповедуются абсолютно другие принципы межнациональной и межконфессиональной политики. Десять лет назад нас перестали делить по национальным квартирам. Крымскотатарский является государственным языком. Президент Путин в 2014 году подписал указ о мерах по реабилитации репрессированных народов Крыма. Идут масштабные стройки по благоустройству территорий, в том числе и в местах компактного проживания крымских татар. Это железобетонный факт.
В российском Крыму работает крымскотатарская радиостанция и телеканал, периодические издания, крымскотатарские музеи, библиотека, театр. В российском Крыму основные православные и мусульманские праздники носят государственный характер, и эти дни являются выходными в рабочем календаре крымчан.
«СП»: Проблема депортации, по-вашему, разрешена? С приходом России, что изменилось?
— Президент Путин сделал то, чего не сделал ни один президент Украины до 2014 года. Он разрешил массу проблемных вопросов в области межнациональных отношений к Крыму.
Недавно была построена Соборная мечеть Крыма. В украинскую бытность вокруг этой стройки было разбито много копий. В первые годы нахождения полуострова в составе Российской Федерации была достроена современная крымскотатарская школа в Симферополе. Её называли школой четырех президентов, потому что Кравчук, Кучма, Ющенко и Янукович обещали её достроить, но ничего не делали.
«СП»: И да, Польша признает геноцидом ещё и Волынскую резню. Почему бы им не актуализировать эту тему? Или не хочется обижать дорогих партнёров, уж лучше вместе на Россию наехать?
— Когда полякам надо будет поставить на место украинцев, Варшава обязательно вспомнит о Волынской резне. Периодически она напоминает об этом киевским чиновникам. Просто сейчас не время для этого.