Итоги земельных выборов в Тюрингии и Саксонии эксперты сравнили с тектоническими сдвигами в политических процессах ФРГ. И небезосновательно. В частности, партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) показала беспрецедентные результаты, заткнув за пояс даже правящую коалицию («Светофор»). Укрепили свои позиция и левые силы в лице партии Сары Вагенкнехт.
Похожих результатов ждали на выборах в ландтаг Бранденбурга. Они прошли 22 сентября. Однако здесь АдГ с 29,2% голосов оказалась второй. Победила Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) канцлера Олафа Шольца, опередившая «Альтернативу» на 1,5 процента. Но входящие в «светофорную» коалицию «зеленые» и Свободная демократическая партия (СВДП) даже не преодолели пятипроцентный барьер. А «Союз Сары Вагенкнехт» (ССВ) уверенно занял третье место.
Что за всем этим стоит, почему сегодня немцы голосуют именно так? На эти и другие вопросы «СП» ответил доктор политических наук Александр ГУСЕВ.
«СП»: Александр Анатольевич, о чем говорит тектонический сдвиг в политическом поле Германии? Какие процессы скрываются за этим явлением?
— Федеральный канцлер Олаф Шольц четыре дня после прошедших в Тюрингии и Саксонии парламентских выборов хранил молчание. Почему? Потому, что они оказались абсолютно провальными для правящей коалиции во главе с СДПГ.
Выступая в Берлине, он, мягко говоря, лишь выразил разочарование результатами голосования в этих землях и дал ряд обещаний, в частности, решить проблему нелегальной миграции, снять нарастающие разногласия в руководстве страны. Но за этими словами, безусловно, стоит нечто большее и, главным образом — отношение немцев к тому, что происходит сегодня не только в самой Германии.
Конечно, Шольц заявил о неизменности курса «разумной» поддержки Украины, несмотря на призывы избирателей приостановить финансирование ВСУ, решить целый ряд экономических и социальных проблем бюргеров.
Но все эти умозаключения канцлера просто утонули в потоке требований населения, уставшего от шараханий правящей верхушки.
Ведь совершенно не случайно СДПГ проиграла, а правая партия «Альтернатива для Германии» набрала большинство на региональных парламентских выборах в восточных регионах бывшей ГДР Тюрингии и Саксонии при достаточно высокой явке. Эксперты уже окрестили эту победу правых подарком России и «трендом радикализации Европы».
«СП»: Какие конкретно результаты там были показаны и о чем они говорят? Какая тут взаимосвязь с событиями на Украине?
— АдГ получила в Тюрингии 30,8% голосов, а в Саксонии крайне правые, набрав 30,6%, уступили с небольшим отрывом в полтора процента лишь Христианско-демократическому союзу (ХДС).
В тройку лидеров в обеих землях вошёл и новый блок оппозиции, сформированный выходцами из левой партии, «Союз Сары Вагенкнехт» (BSW), получив на выборах соответственно 15,8% и 12% голосов (выступает против НАТО, конфликта с Россией и помощи Киеву).
А СДПГ, партия канцлера Олафа Шольца, набрала 10% и 8,5%, с трудом перешагнув проходной барьер. В Саксонии за бортом остались «Союз 90/Зелёные» и левая партия. Эти результаты говорят о том, что народ Германии не хочет плясать под дудку заокеанского гегемона, что пока с удовольствием делает Шольц.
Хочу напомнить: АдГ — одна из самых молодых политических сил в Германии. Партия основана 6 февраля 2013 года. А уже к 2017-му стала третьей по численности в Бундестаге. Основатели нового движения — выходцы из Христианско-демократического союза Германии, так называемая группа Wahlalternative 2013 («Альтернативный выбор 2013»).
Тогда на апрельском учредительном съезде в тройку лидеров вошли профессор экономики Бернд Лукке, предпринимательница Фрауке Петри и журналист Конрад Адам. Позднее им на смену пришли другие политики.
В настоящее время партию возглавляют Forty five-летняя экономист Алис Вайдель, сделавшая карьеру в банковской системе, 83-летний политик и юрист Александр Гауланд, выступающий за отмену санкций против России и 49-летний Тино Хрупалла, начинавший свою рабочую биографию маляром. Кстати, двое последних родились в ГДР.
Вообще, АдГ призвана актуализировать проблемы восточных немцев и обеспечить поворот в сторону интересов коренных жителей этой страны, которые были поражены во многих правах при поглощении Западной Германией. Немецкие эксперты окрестили АдГ ультраправой партией, но напрасно.
Вернее, это совершенно не так. Официальный представитель МИД России Мария Захарова, подводя итоги выборов в Тюрингии и Саксонии, отметила: «расхожие в европейских СМИ суждения, что взгляды АдГ являются ультрарадикальными, не верны априори». По ее словам, только эта партия давала немцам возможность реалистично взглянуть на нынешние проблемы Германии и наконец-то начать ими заниматься.
Действительно, проблемы Востока страны ее руководством раньше не воспринимались всерьез. Долгое время немецкая политическая элита считала (да и сейчас считает), что ценности капиталистической ФРГ, которая фактически поглотила социалистическую ГДР, т.е. свобода, демократия, непременно приведут Восток и Запад государства к некоему общему знаменателю. Но, как видим, этого не произошло, хотя минуло уже 35 лет после распада СССР и роспуска социалистического блока.
Восточные немцы остаются «людьми второго сорта». Более того, объединение Германии в 1989 году было проведено за счёт жителей ГДР, когда целые группы и социальные страты просто люстрировались властями страны.
Тогда на фоне эйфории и всеобщего ликования людям, чего греха таить, и в восточных землях казалось, что все трудности являются лишь необходимой жертвой, причем незначительной.
Однако в последующие годы стало понятно, что они просто потеряли ту страну, в которой родились и жили. Подавляющее большинство лишилось прежней работы, подверглось дискриминации по политическим мотивам.
И что важно, АдГ дает людям возможность обратить внимание на то, что было в прошлом, и главное — надежду на возвращение к здравым смыслам, а это дорогого стоит.
Сейчас бывшие граждане ГДР и их потомки критически недопредставлены во всех органах власти, в том числе на общефедеральном уровне. А также на крупных должностях в судебной системе, на уровне руководства больших СМИ, значимых промышленных предприятий. Они считают, что нынешний состав правительства не решает их проблемы.
Особенно немцев напрягают нелегальная миграция и помощь Украине. На фоне снижения их жизненного уровня, согласованный пакет социальной помощи беженцам, а также предоставление Киеву финансовых преференций заставляет население восточных земель выходить на акции протеста или, как мы видим, по итогам выборов в Тюрингии и Саксонии, решать эти проблемы путем волеизъявления.
«СП»: К чему это может привести?
— Создается впечатление, что федеральное правительство во главе с Шольцем само загоняет себя в угол. Скажите на милость, что означают слова канцлера, цитируемые FrankfurterAllgemeineZeitung и Bild* о том, что Германия является вторым поставщиком военной помощи Украине после США. Чем тут гордиться?
Более того, 4 сентября Олаф Шольц, посещая базу бундесвера в Тодендорфе, анонсировал отправку Украине 17 зенитных ракетных систем IRIS-T в 2024 и 2025 годах. Эти заявления вряд ли оставят немцев безразличными к тому, что происходит. Людей волнует другое: мирные переговоры, проблемы с мигрантами, размещение американских ракет в Германии.
Что касается отношения Шольца к АдГ, то успех «Альтернативы для Германии» он связал с нестабильностью и повышенной тревожностью граждан из-за различных потрясений, миграционного кризиса и российско-украинского конфликта. По словам канцлера, многие задаются вопросом, какую роль АдГ и их взгляды будут играть в перспективе. Сам Шольц ответил так: «Это, скорее всего, навредит нашему будущему». Он подчеркнул: другие партии дали АдГ ясный сигнал, что не собираются сотрудничать с этой ультрас, а значит, правые лишаются возможности создать коалицию или присоединиться к ней.
Заявление прозвучало на фоне подготовки отделения Христианско-демократического союза (ХДС) в Тюрингии к переговорам с Социал-демократической партией Германии (СДПГ) и левым «Союзом Сары Вагенкнехт». Генсек ХДС в Тюрингии Кристиан Херргот, объявляя о подготовке к подобным обсуждениям 3 сентября, уточнил, что это еще не коалиционные, но предварительные переговоры.
Что касается возможности создания коалиций во власти, то после выборов 1 сентября в Тюрингии, например, представители «Альтернативы для Германии», возглавляемые Бьорном Хёкке, направили земельным организациям христианских демократов (ХДС) и «Альянса Сары Вагенкнехт» предложения о формировании земельного правительства. Аналогичная ситуация складывается в Саксонии.
Но здесь АдГ сможет сама создать правительство. Для этого переговоры между прочими партиями должны зайти в тупик. Правда, правительство меньшинства, только из членов АдГ, столкнется с теми же проблемами, что и любое другое, не способное опереться на большинство в две трети голосов депутатов парламента.
Естественно, сейчас возникает главный вопрос. Есть ли у «Альтернативы для Германии» шансы стать первой партией? Полагаю, что сделать это будет довольно трудно, т.к. на западе страны еще достаточно сильны позиции ХДС и ХСС, а также СВДП. Нельзя сбрасывать со счетов и СДПГ. Социал-демократы уже задумались над поиском альтернативы Олафу Шольцу на предстоящих в 2025 году федеральных выборах.
* Издание «Bild на русском» признано иноагентом решением Минюста РФ от 26 июля 2024 г.