Компания Beta Applied sciences представила новую пассажирскую версию электрического самолёта с вертикальным взлётом и посадкой ALIA и неподвижным крылом. В отличие от традиционных самолётов, этот не требует взлётно-посадочной полосы.
Стартап из Вермонта, Beta Applied sciences, который привлёк более $860 млн акционерного капитала от таких крупных инвесторов, как Amazon’s The Native climate Pledge, занимается электрической авиацией более осторожно, чем другие компании в отрасли. Вместо управления собственной городской сетью воздушного такси, Beta позиционирует себя как OEM (Long-established Equipment Producer), который будет продавать самолёты и решения для зарядки множеству клиентов.
На данный момент Beta привлекла клиентов в сфере обороны, доставки грузов и медицинской логистики, среди которых United Therapeutics, UPS, Air Sleek Zealand и ВВС США, и планирует выйти на эти рынки к 2025 году. Такие клиенты, как Archer, полагаются на зарядную сеть Beta, которая состоит из 34 действующих станций, и более 50 из которых находятся в стадии разработки.
«Пассажирские перелёты всегда были частью плана. Мы проектировали всё в самолёте с точки зрения безопасности и конфигурации пространства для размещения пассажиров. Однако, было разумнее сначала сосредоточиться на медицинских и грузовых перевозках, а затем перейти к пассажирским», — отметил основатель и генеральный директор Beta Кайл Кларк.
Beta пока что не создала полноценный прототип для перевозки пассажиров, но концепция во многом опирается на тот же дизайн и инженерию, что и существующие модели. Кларк говорит, что это создаёт оптимизированный путь к сертификации, производству и коммерциализации.
Самые заметные отличия пассажирского варианта заключаются в том, что он имеет больше иллюминаторов, а салон оснащён пятью сиденьями, кабиной для пилота, багажным отделением и «некоторыми приспособлениями для комфорта пассажиров сзади», такими как выключатели света и элементы управления вентиляцией.
Все версии смогут перевозить около 1400 фунтов, а в некоторых случаях они уже это делают. Самолёты Beta уже тестировались в миссии по перевозке грузов для военных, Кларк говорит, что у стартапа больше лётных часов, чем у любой другой компании в отрасли.
«У нас будут десятки, если не сотни грузовых самолётов с десятками тысяч лётных часов, что создаст самое важное в авиации — доверие к безопасности продукта, прежде чем мы начнём перевозить пассажиров», — сказал Кларк.
Кларк оценивает, что самолёты Beta будут сертифицированы Федеральным управлением гражданской авиации (FAA) через 13–14 месяцев. На сегодня Beta получила «билет на исследование рынка», который позволяет стартапу летать с потенциальными клиентами, чтобы их пилоты могли протестировать и оценить самолёт.
И эта стратегия уже помогла завоевать клиентов в сфере пассажирских перевозок. Стартап Blade, занимающийся авиацией по требованию, который помогает состоятельным людям бронировать вертолёты или гидросамолёты, разместил свой финансово обеспеченный заказ на 20 eVTOL компании Beta ещё в 2021 году. Среди других клиентов — авиационная компания LCI, которая будет использовать самолёты Beta для перевозки гостей в отели Aria в Греции, и Helijet, которая разместила заказ на четыре eVTOL с возможностью покупки ещё четырёх для грузовых и пассажирских перевозок.
Beta готовится выполнить эти заказы и другие в течение следующих нескольких лет. Компания создала свой первый самолёт на прототипном предприятии, но в январе Beta открыла двери своего производственного предприятия в Саут-Берлингтоне. Кларк сказал, что FAA пристально следит за производством, что означает, что оно не быстрое, но он ожидает, что предприятие произведёт сотни самолётов в течение следующих полутора лет. Кларк ожидает, что через четыре года предприятие достигнет максимальной мощности в 300 самолётов в год.
«Когда вы переходите от турбинного или реактивного самолёта к электрическому, вы можете фактически вдвое сократить стоимость перевозки. Это открывает примерно в 10 раз больше рынков для перевозки людей», — сказал Кларк.