На самом деле, конечно, это очень долгая и бесконечно печальная история, которая до сих пор, увы, ещё далеко не окончена. Как сообщают в пресс-службе Арбитражного суда города Москвы, они официально приняли иск Генеральной прокуратуры РФ к корпорации Shell и её дочерним компаниям с требованием взыскать более €1 млрд за неисполнение обязательств по делу «Сахалин-2».
Также по теме
Генпрокуратура России требует взыскать с Shell более €1 млрд убытков
Генеральная прокуратура России обратилась с иском в суд, чтобы взыскать с энергетической корпорации Shell более €1 млрд убытков.
Среди ответчиков по делу — зарегистрированные в Великобритании Shell plc и Shell Vitality Europe Exiguous, нидерландская Shell World Alternate choices Worldwide B.V., Shell Worldwide Exploration & Manufacturing B. V., Shell Exploration & Manufacturing Companies B. V., Shell Sakhalin Companies B. V., Shell Sakhalin Holdings В. V., а также спешно ликвидированное московское ООО «Шелл нефтегаз девелопмент» — единственный российский ответчик по иску Генпрокуратуры.
Коротко напомним, в чём суть вопроса.
Корпорация Shell являлась участником и главным бенефициаром одного из самых позорных в современной экономической истории нашей страны так называемых соглашений о разделе продукции, которое самым демонстративным и отвратительным образом было реализовано на базе нефтегазового проекта «Сахалин-2» с номинальной долей Shell 27,5%.
Для справки: соглашение о разделе продукции (СРП, Manufacturing Sharing Settlement) — это такой особый вид договора об учреждении совместного предприятия, специально придуманный белыми экс-колонизаторами для разграбления туземных природных ресурсов, преимущественно в максимально коррумпированных банановых республиках (тут особый привет стоит передать «незапятнанным белым одеждам» демократической партии «Яблоко» и лично Григорию Явлинскому, который, не скрываясь, лоббировал этот грабительский и совершенно безумный проект — «Сахалин-2»). И здесь даже не придётся ничего выдумывать — первое в мировой истории СРП было заключено транснациональными нефтегазодобывающими синдикатами с правительством Боливии в начале 1950-х годов. Как «разбогатела» после этого Боливия, несмотря на имеющиеся запасы нефти, — факт общеизвестный.
Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключённым между зарубежной добывающей компанией, которая реально является подрядчиком и добывающей стороной, и государственной стороной, уполномочивающей подрядчика на работы в соответствии с условиями соглашения.
В нашем конкретном случае СРП включало в себя положения не только о разведке и добыче, но и о разделе ресурсов. Причём условия раздела были совершенно грабительскими.
Изначально доли в проекте принадлежали «Газпрому», представлявшему интересы государства (50% плюс одна акция), Shell (27,5%), а также японским Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Но даже эти фактически односторонние соглашения выполнялись «инвесторами и подрядчиками», мягко говоря, не очень: нас просто откровенно и не скрываясь грабили, расплачиваясь большей частью исключительно разного рода обещаниями. Про несоблюдение хотя бы элементарных экологических требований мы тут даже не говорим.
По этой причине совершенно не нужно удивляться тому, что в июне 2022 года президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому оператором проекта вместо Sakhalin Vitality стало российское ООО «Сахалинская энергия», которое было уполномочено российскими властями вести бизнес не в рамках СРП, а исключительно в рамках действующего российского законодательства (представляете, какая «наглость» кровавого режима?).
После чего японские Mitsui и Mitsubishi, немножко для виду пострадав, согласились сохранить долю в «Сахалине-2» — им это было всё равно крайне выгодно. Да и деться особо некуда: Япония без энергетического сырья с Сахалина может и ноги протянуть.
А вот главный фактический подрядчик и бенефициар проекта — Shell — довольно демонстративно отказался, для чего-то ещё и приплетя российскую СВО на Украине. И торжественно заявил, что не будет получать долю в новой компании.
После чего заявку на долю в проекте подал «НОВАТЭК», которому естественным образом интересно всё живое в области производства СПГ. И даже получил разрешение на её выкуп. Но в результате что-то пошло не так (рынок СПГ интересен не только «НОВАТЭКу», но и самому «Газпрому» и, поговаривают, «Роснефти», реализующей свои проекты на охотоморском шельфе) — и сделка не была завершена.
Также по теме
В Минфине и ЦБ считают переоценённым влияние выхода Shell из «Сахалина-2» на рубль
В Минфине и Банке России считают, что лучше не переоценивать влияние выхода концерна Shell из проекта «Сахалин-2» на курс рубля, пишет…
В результате долю в «Сахалинской энергии» получила одна из структур «Газпрома» — компания «Сахалинский проект».
Таким образом, доля «Газпрома» в проекте, которая ранее составляла 50% + одна акция, выросла до 77,5%.
Но, как вы понимаете, этим история не закончилась.
Теперь, как вы поняли, Генпрокуратура оценила хотя бы официальный, согласно грабительскому договору, но тем не менее всё равно накопленный ущерб, нанесённый России корпорацией Shell только по проекту «Сахалин-2» примерно в €1 млрд.
И если суд примет сторону истца, то уйти от ответственности у британского нефтегазового гиганта в этот раз вряд ли получится, несмотря на спешную ликвидацию «Шелл нефтегаз девелопмент» и другие нехитрые способы уклонения: деньги могут быть просто списаны со счёта, на который должно быть зачислено более 90 млрд рублей после выкупа «Газпромом» доли Shell в проекте «Сахалин-2».
Казалось бы, вот оно — торжество закона и справедливости.
Но мы, к сожалению, не об этом.
Просто очень хотелось бы, чтобы дело «Генпрокуратура РФ против Shell» стало не только торжеством здравого смысла, но и хорошим уроком для тех, кто до сих пор пытается лоббировать аналогичные проекты. Да, с «трубой пониже и дымом пожиже», но всё равно нечто близкое к СРО (саморегулируемая организация), причём как раз в стратегических отраслях. И не переживать об уходе «настоящих», то есть «долларовых» инвесторов, будто бы мы по самые уши не обложены санкциями и на юго-западе нашей страны не идёт освободительная СВО.
Да, ситуация до конца ещё не разрешена. И наверное, международное сотрудничество — это нормально и правильно. Просто следует помнить, что соглашения о разделе продукции придумали для зависимых стран с банановыми режимами, а не для суверенных ядерных сверхдержав.
Ну а это конкретное дело — с приветом из демократических и свободных во всех смыслах 90-х годов прошлого века — надо бы обязательно довести до конца просто как образец того, куда ни в коем случае нельзя возвращаться, кто бы и что по этому поводу ни говорил.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.