Северо-Восточная Азия становится все опаснее. КНДР расширяет свой ядерный арсенал и совершенствует ракетное вооружение. Китайская Народная Республика не слишком пытается обеспечить соблюдение санкций против Северной Кореи и может способствовать началу войны на Корейском полуострове, если Пекин и Вашингтон дойдут до прямого столкновения из-за Тайваня.
Россия возобновила отношения с КНДР, что сделало Пхеньян неуязвимым для санкций. Москва также может тайно содействовать его ядерным и ракетным программам в обмен на артиллерийские снаряды и многое другое для конфликта на Украине.
Наконец, между Южной и Северной Кореей не идет никакого общения. Теоретически это вина Пхеньяна. Он отказался вступать во взаимодействие. С другой стороны, США и консервативное правительство Юн Сок Ёля в Сеуле не будут обсуждать то, что о чем хочет поговорить Пхеньян. Отсюда дипломатический тупик.
Администрация Обамы была известна своей политикой «стратегического терпения» — по сути, откладыванием решения в долгий ящик в надежде, что не произойдет ничего слишком плохого. Провокации Северной Кореи в 2010-м могли довести до войны, но Сеул воздержался от ответных военных действий. Президент Дональд Трамп пригрозил «огнем и яростью» в ответ на ракетные испытания КНДР, прежде чем перейти к дипломатии. После того, как в феврале 2019 г. в Ханое провалилась его вторая встреча с Ким Чен Ыном, Пхеньян неуклонно сокращал контакты с Вашингтоном и Сеулом, драматично разрушив офис связи, который Южная Корея поставила в Кэсоне.
Президент Джо Байден, который считает себя опытным дипломатом, вступив в должность, по-видимому, решил ничего не делать. Конечно, он предложил провести переговоры, но никак не показал, что ему есть о чем говорить, кроме ядерного разоружения, которое Ким Чен Ын демонстративно отверг. И это никого не удивило. Мало кто из корейских аналитиков верит, что КНДР уступит оружие, разработка которого обходится так дорого и которое стало единственным надежным сдерживающим фактором военным действиям США против Пхеньяна. Ответ КНДР Республике Корея оказался еще жестче: на попытки президента Юн Сок Ёля Пхеньян отреагировал только критикой. Поскольку Сеул играет вторую скрипку при Вашингтоне, Ким Чен Ын, очевидно, не видит особой выгоды от взаимодействия с Юн Сок Ёлем.
Можно скептически относиться к дипломатическому стилю Трампа. Но совсем другое дело — отвергать его поиски нового пути. К концу администрации Обамы отношения США и КНДР зашли в тупик. Первый год Трампа выглядел крайне опасным, а министр обороны Джеймс Мэттис позже рассказывал, что он спал не раздеваясь, чтобы быть готовым к неожиданным действиям Северной Кореи поздно ночью.
И в этой обстановке Трамп согласился на саммит с Кимом. Те, кто занимается корейской политикой Вашингтона, были в ужасе. Хотя никто из политиков не верил, что переговоры приведут к отказу Кима от своей ядерной программы, большинство выступало против поиска других соглашений о контроле над вооружениями, кроме безъядерного статуса КНДР. Несмотря на постоянные неудачи в прошлом, эти политики настаивали, что правительство США должно продолжало держаться их стратегии. Решение Трампа встретиться с северокорейским лидером вызвало болезненную реакцию у многих аналитиков.
Очевидно, что эту точку зрения разделяла и будущая администрация Байдена. Например, 20 ноября 2019 г. на дебатах демократической партии в ходе предвыборной гонки кандидат Байден ответил на вопрос о Северной Корее: «Ну, во-первых, я бы вернулся к тому, чтобы у нас были те союзы, были до того, как он [Трамп] стал президентом. Он изгнал нас из Южной Кореи. Он дал Северной Корее все, что та хотела, создав легитимность, когда встретился с Ким Чен Ыном, который является бандитом и который назвал меня «бешеной собакой».
Этот комментарий был ошибочным во всех отношениях. Байден повторил свою политику, которая равнялась на союзников в первую очередь, независимо от американских интересов. Он ошибочно предположил, что между США и Республикой Корея испортились отношения: южнокорейцы в целом не любили Трампа, но контакт между ними не прерывался. Лидер КНДР был бандитом, но Трамп отверг его требования, что привело к разрыву. Более того, Байден быстро сблизился с таким же тираном, Мухаммедом бин Салманом. А то, что Байден назвал уступкой даже встречу с Ким Чен Ыном, выдало высокомерие, которое до сих пор подрывает внешнюю политику США. На самом деле, с противниками разговаривать даже важнее, чем с друзьями.
Кандидат Камала Харрис не добилась ничего лучшего. Она заявила:
«Не нужно идти ни на какие уступки. … [Трамп] потратил фотосессию впустую. … он всячески подрывал нашу способность оказывать какое-либо влияние на замедление ядерной программы Северной Кореи или, по крайней мере, на наличие в ней сдержек и противовесов».
Ее комментарий был еще менее обоснованным, чем у Байдена. В обмен на прекращение военных учений Ким приостановил испытания ядерного оружия и ракет большой дальности. Он отказался от этого обещания только в декабре 2019-го, после провала саммита в Ханое и разрыва двусторонних отношений. Это было больше, чем администрация Обамы добилась за все восемь лет. При Трампе отношения Вашингтона и с Токио, и с премьер-министром Синдзо Абэ были довольно прочными. Наконец, до избрания Трампа Вашингтон не смог заметно замедлить ядерные и ракетные программы КНДР, которые ускорились после того, как Ким сменил на посту своего отца в декабре 2011 года. Пять лет спустя Марк Фицпатрик из Международного института стратегических исследований написал: «Северная Корея — самое большое пятно на послужном списке президента Барака Обамы в плане нераспространения ядерного оружия. Четыре ядерных испытания и более 50 запущенных ракет за последние восемь лет дали Пхеньяну возможность сбрасывать ядерные боеголовки на своих противников в регионе и создали хорошую основу для того, чтобы вскоре достичь территории США».
Увы, демократическая партия ничему не научилась. В программном документе 2024 г. были безобидные шаблоны о Байдене и демагогические сказки о Трампе:
«Под руководством Байдена США провели исторический трехсторонний саммит в Кэмп-Дэвиде с Японией и Южной Кореей, закрепили Вашингтонскую декларацию с Южной Кореей и расширили трехсторонние переговоры по сдерживанию с Японией. …Президент Байден также работал вместе с нашими союзниками, чтобы противостоять угрозе, которую представляет собой дестабилизирующая разработка ядерных и ракетных программ КНДР, нарушающих многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН. Укрепляя трехстороннее сотрудничество с Южной Кореей и Японией, мы поддерживаем мир и стабильность на Корейском полуострове и за его пределами. Трамп применил другой подход в регионе, опозорив США на мировой арене, льстя Ким Чен Ыну и легитимизируя его, обмениваясь „любовными письмами“ с северокорейским диктатором. Трамп напрямую пригрозил Южной Корее, нашему ценному союзнику, выводом американских войск с ее территории из-за торгового конфликта…»
Вашингтонская декларация была отчаянной попыткой заверить Южную Корею в том, что будущие президенты США станут защищать Сеул от нападения КНДР даже при риске ядерного испепеления американских городов. Неудивительно, что многих «подзащитных» это не убедило, и нарастает дискуссия о возможности создания южнокорейского ядерного сдерживания. Трамп продвигал отношения США, Республики Корея и Японии. Хотя ему не удалось добиться соглашения с Ким Чен Ыном по ядерному оружию, северокорейский лидер предложил закрыть Йонбён. Байден в отношении КНДР не добился ничего. Трамп предложил вывести американские войска, поскольку считал, что оборона Юга слишком зависит от Вашингтона — разумное замечание, учитывая огромное экономическое, технологическое и дипломатическое преимущество Республики Корея над КНДР. К сожалению, «поддерживать наших союзников» означает просто готовиться к войне, что и делал Трамп, как и Байден.
Иначе говоря, демократическая партия, похоже, привязана к провальному статус-кво. Демократы могут утверждать, что Трамп выступил не лучше. Но, по крайней мере, он признал необходимость переговоров, то есть попробовал найти новый подход. Это заслуживает похвалы. Действительно, переговоры и серьезные попытки заморозить или хотя бы замедлить северокорейскую ядерную программу становится все более настоятельной необходимостью. Может, достичь соглашения и не удастся, но несколько «любовных писем» и периодические саммиты были бы небольшой ценой за то, чтобы хоть немного снизить напряженность на Корейском полуострове. В этом плане Байден и Харрис заслужили «неуд». Хотя КНДР демонстративно отвергла заявление Трампа о том, что якобы Ким скучал по нему, вряд ли бывший президент мог бы справиться с задачей хуже, чем вышло у Байдена. Послужной список Трампа говорит о том, что он может справиться лучше.
Автор: Даг Бэндоу — Doug Bandow — старший исследователь Института Катона. Бывший специальный помощник президента Рональда Рейгана, автор нескольких книг, в том числе «Дурости за рубежом: Новая глобальная империя Америки» («Distant places Follies: The United States’s Sleek Global Empire»).
Оригинал
Перевод Анны Полуниной