В Германии начались забастовки работников металлургической и электротехнической промышленности. Кроме того, в забастовках принимают участие сотрудники автоконцернов Volkswagen и BMW.
«Профсоюз IG Metall в ночь на вторник начал первую волну протестов в металлургической и электротехнической промышленности Германии. В них также принимают участие работники автопроизводителей VW и BMW. В течение дня по всей Германии будет приостановлена работа», — пишет Bild* со ссылкой на профсоюз.
По данным IG Metall, в Оснабрюке в предупредительной забастовке участвуют 250 сотрудников завода Volkswagen, которому грозит закрытие. В Регенсбурге перед заводом BMW также собрались сотрудники с плакатами. Днем ожидается забастовка у завода Audi в Ингольштадте.
Сообщается также, что на акцию протеста вышли около 200 сотрудников производителя аккумуляторов Clarios в Ганновере. Бастуют также около 400 сотрудников компаний Jensen GmbH, KSM Castings Personnel, Robert Bosch, Waggonbau Graaff и ZF CV Programs в Хильдесхайме.
Напомним, крупнейшие гиганты немецкой экономики давно говорят о серьезных проблемах и угрожают массовыми сокращениями и переносом производства в другие страны. Глава производственного совета VW Даниэла Кавалло ранее сообщила, что концерн намерен в рамках мер по экономии закрыть как минимум три завода в ФРГ и тем самым сократить десятки тысяч рабочих мест.
О чем это говорит? Насколько серьезные проблемы испытывает немецкая экономика, и может ли это привести к серьезным политическим сдвигам?
— Это говорит о нарастающем кризисе в экономике Германии, который связан в том числе с разрывом экономических связей с Россией и потерей доступа к дешёвым источникам энергии, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Также это говорит о провале «зелёной» энергетики, не способной заменить традиционное ископаемое топливо.
«СП»: Насколько это критично для экономики Германии?
— Само по себе это пока не критично, но свидетельствует о нарастающих проблемах. Массовые увольнения вызовут дальнейший рост напряжённости и радикализации общественных настроений, а голоса избирателей будут уходить несистемным партиям — «Альтернативы для Германии» и партии Сары Вагенкнехт.
«СП»: Шольц утверждает, что заводы Volkswagen закрываются по вине самого концерна. Кто-то способен поверить в это?
— Шольц пытается снять с себя ответственность за происходящее. Справедливости ради, сам он оказался во многом заложником обстоятельств, вынужден следовать в рамках общеевропейского курса на конфронтацию с Россией, который вредит экономике Германии. Что, впрочем, говорит о Шольце как о слабом и несамостоятельном лидере.
«СП»: Кто еще из немецких гигантов испытывает проблемы и насколько серьезные? Грозит ли им уход из страны или и вовсе гибель?
— Проблемы у экономики Германии системные, а значит, они так или иначе бьют по всем промышленным гигантам. Если проблемы о «Фольксвагена» и БМВ, значит, проблемы и у других. Эти компании десятилетиями были флагманами немецкой экономики и символами ее устойчивости.
«СП»: Шольцу год еще править. До какой степени может дойти деиндустриализация за это время?
— У экономики Германии все же довольно большой запас прочности, поэтому хоронить ее пока точно рано. И, опять же, дело здесь не в конкретном Шольце, а в политике всего ЕС. Даже если к власти придет коалиция несистемных партий, она будет ограничена в своих действиях европейской бюрократией и будет вынуждена как-то договариваться с ней.
«СП»: Может ли Германия лишиться статуса экономического локомотива ЕС или это невозможно? Кто может сменить ее на этом месте? В Европе есть серьезно развивающиеся экономики, претендующие на лидерство? Или от нынешней ситуации страдают все?
— Рецессию переживает вся Европа, точек роста там сейчас нет. Проблемы в энергетике, депопуляция и замещающая миграция, рыхлая и неэффективная система управления — все это тянет ЕС вниз. Поэтому «проседать» будут все, а обвал немецкой экономики, на которую во многом завязан весь ЕС, вызовет эффект домино.
«СП»: Как немцы будут на это реагировать? Ждать ли серьезного роста безработицы и накала протестных настроений?
— Массовые увольнения, конечно, спровоцирует всплеск протестных настроений и изменение электоральной карты Германии. Старые партии теряют популярность, это тренд ещё со времён Меркель. Поэтому прорыв во власть таких партий, как АдГ или Сары Вагенкнехт, становится все более реальным.
— Когда в Европе людям грозит увольнение, когда падают зарплаты и ухудшаются условия труда, когда при этом ещё и растут цены — они начинают бастовать, — говорит доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
«СП»: Насколько проблемы немецких автогигантов связаны с поддержкой Украины и антироссийской политикой Берлина?
— Разумеется, связаны. Германия промолчала после подрыва «Северных потоков», резко уменьшила закупку российского газа. А альтернативы ему оказались значительно дороже — да и заместить его не удалось полностью. Собственно говоря, этого немецкие власти особо и не скрывают.
«СП»: А Шольц говорит, что проблемы предприятий — это их проблемы…
— Это обычный перевод стрелок. Тем более, что менеджмент концерна стал менеджментом при участии государства. Ведь речь идёт о стратегических предприятиях, где без участия государства не делается ничего.
«СП»: Это конец Германии, как «локомотива ЕС»? Кто может ее заменить?
— Заменить Германию нельзя. Франция тоже находится не в лучшем состоянии. Есть более богатые, чем Германия — Австрия, Голландия, Швеция и Дания — но они слишком маленькие… Естественно, страдают все.
«СП»: Насколько инфляция, рост безработицы влияют на политические настроения немцев? Они готовы поменять шило на мыло — то есть Шольца на Мерца, который продолжит ту же политику? Голосовать массово за АдГ, партию Вагенкнехт, «Левых» — они не начнут?
— Пока мы видим рост АдГ и партии Сары Вагенкнехт. «Левые» ведут себя невнятно, и они как раз теряют. ХДС просто повезло оказаться в оппозиции… Пока в большей степени набирает ХДС. АдГ и Вагенкнехт растут, но умеренно. Пока пожилой немецкий избиратель их не особо принимает, а доля молодёжи в электорате невелика.
«СП»: А насколько сами немецкие элиты готовы что-то менять? Представители системных партий готовы перенимать какую-то риторику несистемных, вступать с ними в коалиции хотя бы на уровне земель? Пытаться «окучивать» их избирателя?
— СДПГ готова блокироваться с Вагенкнехт. Внутри ХДС есть те, кто готов блокироваться с АдГ, но есть и противники. ХДС перенимает часть антимиграционной риторики АдГ, СДПГ начал перенимать часть социальной риторики у Вагенкнехт. Но на восстановление отношений с Россией немецкая элита пока не готова. Это для неё вопрос идеологический.
* Издание «Bild на русском» внесено Минюстом РФ в реестр иноагентов