На самом деле весьма символично, что всё это движение с сербско-венгерским ответвлением нефтепровода «Дружба» происходит на фоне будто мимоходом сказанных слов венгерского лидера Виктора Орбана о конце 500-летнего доминирования Западной Европы и о новом веке Евразии.
Впрочем, давайте по порядку.
Также по теме
Сербия договорилась с Россией о создании нефтетранспортной инфраструктуры
Сербия договорилась с Россией о создании в стране нефтетранспортной инфраструктуры, рассказал российский министр экономического…
Как сообщил в кулуарах заседания межправительственного комитета России и Сербии по торговле вице-президент российской «Транснефти» Владимир Каланда, Сербия попросила Россию помочь в строительстве маршрута отвода, который пойдёт через территорию Венгрии и напрямую выйдет на южную, проходящую через территорию воюющей Украины и пока ещё действующую ветку трубопровода «Дружба». И отечественная «Транснефть» (что, кстати, уже выглядит достаточно смело, учитывая наши сложные и запутанные экономические и тем более энергетические отношения с еврозоной) уже заявила о готовности к оказанию содействия в реализации этого проекта.
Проект, во-первых, позволит Республике Сербия стать куда более независимой в поставках. (Для справки: сейчас сырьё поступает в республику, не имеющую самостоятельного выхода к морю, исключительно через далеко не самую дружественную по отношению к сербам Хорватию по единственному действующему трубопроводу JANAF.)
Ну и, во-вторых, разумеется, даст возможность существенно увеличить объёмы дефицитного для республики энергетического сырья, которое поставляется в Сербию исключительно для внутреннего потребления.
При этом строительство нефтепровода длиной порядка 300 км между Сербией и Венгрией, который будет соединён на венгерской территории с «Дружбой», займёт как минимум два-три года и не будет стоить каких-то уж совсем колоссальных денег.
Для сравнения: Белград уже немногим ранее официально согласовал строительство одного из отрезков нефтепровода общей протяжённостью 128 км и оценочной стоимостью €100 млн между сербским городом Нови-Сад и населённым пунктом Альдьо в Венгрии недалеко от сербской границы. Масштаб, как легко заметить, с циклопическими как по масштабам, так и по капиталовложениям российскими проектами в области энергетической логистики на восточном маршруте, в общем-то, не сравнить.
Нашей же нефтянке, в свою очередь, это даёт дополнительные возможности для закрепления на когда-то традиционных для нас, а сейчас всё более проблемных европейских энергетических рынках.
Ну, по крайней мере, на тех их участках, которые в результате всё-таки останутся жизнеспособными по итогам как стремительно развивающегося системного кризиса западной модели экономической формации, так и назревающего раскола еврозоны, причём по причинам далеко не только экономическим: для российских нефтяников это ведь тоже скорее не работа с перспективными рынками, а попытка спасти то, что ещё можно спасти.
Что здесь самое любопытное, так это то, что для, кажется, всё более решительно делающих шаги к суверенизации и энергетической независимости собственной политики от царящего в Брюсселе безумия Сербии и Венгрии даже риски продолжающегося на Украине военного конфликта в самой что ни на есть горячей фазе кажутся куда более незначительными по сравнению с опасностью быть окончательно втянутыми в надвигающуюся европейскую энергетическую катастрофу. И, более того, по сложившейся традиции принять на себя во имя относительного благополучия Старой Европы её первый удар: если бы нас попросили как-то проиллюстрировать понятие «европейская солидарность», то мы бы просто опубликовали фото и видео драк за медицинские маски между «цивилизованными соседями» в начале эпидемии COVID-19 — лучшей картинки при всём желании не сыскать.
И вряд ли пусть и не очень большие по европейским меркам, но достаточно сильные для того, чтобы проявлять некоторую самостоятельность, национальные государства, такие как Венгрия и Сербия, этот живописный пример успели быстро забыть.
Что же касается нашей с вами страны, то тут ситуация тоже вполне очевидная: да, Россия (во многом вынужденно) не видит европейское направление приоритетным.
Этого никто не скрывает, и это даже не очень сильно связано с текущей политической и военной ситуацией: напомним, что о развороте на Восток Владимир Путин объявил ещё до украинского «майдана», сомнительную 11-ю годовщину которого все недавно отметили. И уж тем более до всяких санкций, связанных с СВО, — просто, видимо, некоторые признаки европейского угасания, сейчас всё более очевидного, читались уже тогда.
Но ведь и наши западные соседи, пусть и не в своём нынешнем виде, тоже с карты континента никуда не исчезнут.
Также по теме
Сербия обратилась за помощью к России в строительстве отвода от «Дружбы»
Сербия обратилась к России за помощью в строительстве отвода от нефтепровода «Дружба» через Венгрию.
Тем более что некоторые экономические контуры этой новой Европы, отнюдь не объединённой, но всё равно обладающей определённым потенциалом, начинают сквозь осыпающуюся брюссельскую архитектуру потихонечку проступать.
И для нас, как для весьма заинтересованных наблюдателей (соседи всё-таки), это, как и слова Орбана о новом веке Евразии, очень любопытный и весьма положительный тренд, пусть пока и направленный даже не в завтра, а в послезавтра. То есть в куда более отдалённое будущее. Впрочем, строиться отвод новой ветки нефтепровода будет, по словам сербской стороны, года два-три.
По нынешним динамичным временам срок, в общем-то, колоссальный.
И за это время проблемы безопасности транспортировки российской нефти по украинской части нефтепровода «Дружба», надеемся, будут обязательно решены.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.