Первый день работы стартовавшего в Казани XVI саммита БРИКС, который станет кульминацией председательства России в этом объединении, задал тон предстоящим 22—24 октября ключевым мероприятиям форума, включая встречи лидеров в узком и расширенном составах и диалог в формате «БРИКС+».
Также по теме
Равенство, добрососедство и взаимное уважение: Путин выступил на заседании саммита БРИКС в узком составе
Более 30 государств выразили стремление к укреплению контактов с БРИКС. Об этом заявил Владимир Путин, открывая заседание саммита в…
В числе первых участников саммита БРИКС в столицу Татарстана прибыли премьер-министр Индии Нарендра Моди, председатель КНР Си Цзиньпин, президент ЮАР Сирил Рамапоса и президент Нового банка развития (НБР) БРИКС Дилма Русеф, успевшие провести двусторонние встречи с Владимиром Путиным ещё до церемонии открытия форума.
В ходе общения друг с другом они продемонстрировали, в чём состоит уникальность БРИКС как международного объединения и чем оно принципиально отличается от Евросоюза и других организаций западного мира. Тем самым участники форума уже в первый день его работы показали, почему звезда БРИКС поднимается всё выше и становится путеводной для всё большего числа государств, в то время как евро-атлантические звёзды теряются в геополитическом тумане и светят тускло.
Итак, общение на полях саммита в Казани, проходившее в первый день его работы, показало, что БРИКС — это необычайно гибкий формат международного общения и решения ключевых глобальных проблем в интересах всех, а не избранных. Формат не жёсткий, но и не аморфный, а именно открывающий максимальное поле для взаимодействия государств, движимых не национальным эгоизмом, не пытающихся продавить своё решение в ущерб остальным, а уважающих друг друга и разделяющих общие ценности. В основе этих ценностей лежат взаимные интересы.
На уникальность этого формата обратил особое внимание председатель КНР Си Цзиньпин, на встрече с Владимиром Путиным назвавший БРИКС «системообразующим фактором формирования равноправной, упорядоченной многополярности и общедоступной инклюзивной экономической глобализации».
Председательство России в БРИКС проходит под девизом укрепления многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности. Учитывая это, в ходе встречи с премьер-министром Индии Нарендрой Моди Владимир Путин сформулировал задачу форума так: «В Казани мы должны принять ряд важных решений, направленных на дальнейшее совершенствование деятельности объединения и укрепление многопланового сотрудничества в его рамках». Сам же Нарендра Моди назвал БРИКС «важной площадкой для обсуждения вопросов глобальной повестки развития, изменения климата, экономического сотрудничества, создания устойчивых цепочек поставок, содействия культурным и межчеловеческим связям».
В то время как ещё один участник саммита в Казани — президент Ирана Масуд Пезешкиан — назвал БРИКС «путём выхода из американского тоталитаризма», президент Нового банка развития (НБР) Дилма Русеф указала на то, как нужно добиваться этого выхода. Она призвала сделать приоритетным направлением работы финансирование проектов стран Глобального Юга в национальных валютах. В свою очередь, Владимир Путин в общении с главой НБР заметил, что увеличение расчётов в нацвалютах стран БРИКС позволит повысить финансовую независимость государств и «максимально снизить геополитические риски, избавить, насколько это возможно в сегодняшнем мире, развитие экономики от политики».
Ведущие западные СМИ, в былые времена высокомерно называвшие БРИКС «бумажным тигром», в день открытия форума делать этого не стали.
К примеру, телеканал CNN вынужден был признать, что происходит всё большее сближение стран БРИКС, которые стремятся «увидеть сдвиг в глобальном балансе сил» и «противостоять Западу, возглавляемому Соединёнными Штатами». В общем, они начинают понимать, что БРИКС не «бумажный тигр» — и он прыгнул.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.