Предвыборная гонка в США вышла на финишную прямую. Сюрпризов уже немало, в том числе две попытки покушения на одного из кандидатов — Дональда Трампа.
Демократы (партия ослов) не гнушаются ничем в стремлении остаться в Белом доме. Кто стоит за всеми этими процессами, каков расклад сил на данный момент и чего мировому сообществу ждать от схватки бульдогов под ковром? На вопросы «СП» ответил доктор политических наук, профессор Александр ГУСЕВ.
«СП»: Александр Анатольевич, далеко не каждый знает, какова процедура голосования в США. А она довольно сложна и отличается от процессов прямого волеизъявления граждан в других странах. В чем хитрость такой системы?
— Если коротко, то определять, кто войдет в Овальный кабинет, будут выборщики колеблющихся штатов. Но обо всем по порядку.
Во вторник, 5 ноября в Соединённых Штатах состоятся 60-е по счету президентские выборы. Пройдут они в два этапа. На первом, как раз 5 ноября, будут проходить общенациональные выборы, в которых примут участие около 260 млн человек — все граждане США, достигшие 18-летнего возраста. Голосовать можно на избирательном участке или по почте, причем в обоих случаях это допустимо сделать заранее. Подсчет бюллетеней будет осуществляться 3143 местными избиркомами.
Вторым этапом станет голосование коллегии выборщиков. Всего их 538. Они представляют каждый из 50 штатов и округ Колумбия. Дело в том, что отцы-основатели США для избрания президента страны назначили каждому из штатов определенное число выборщиков. Оно учитывает количество населения и эквивалентно представительству штата в палатах Конгресса.
Как правило, выборщики — это члены Демократической и Республиканской партий: ведущие политики, известные деятели культуры, журналисты ведущих СМИ, ученые, бизнесмены. Списки потенциальных выборщиков утверждаются руководством каждого штата еще до начала общенационального голосования.
Президентом страны становится кандидат, получивший поддержку не менее 270 выборщиков. Если же ни одному из кандидатов не удалось достичь данного результата, то Конституцией США предусмотрена процедура голосования в Палате представителей, в которой будущему главе государства необходимо заручиться поддержкой не менее 26 из 50 представителей штатов. Вот почему закон запрещает конгрессменам обеих палат, а также лицам, занимающим правительственные должности, являться выборщиками.
В 2024 году голосование выборщиков запланировано на 17 декабря. Результаты будут переданы в Вашингтон, где 6 января члены американского Конгресса соберутся для подсчета. Итоги голосования коллегии выборщиков утверждает председатель Сената — действующий вице-президент.
«СП»: Получается, одержать победу на общенациональных выборах в Соединенных Штатах еще не означает стать президентом страны?
— Именно так. Можно привести пример с Хиллари Клинтон, которая обошла Дональда Трампа на общенациональных президентских выборах в 2016 году почти на 2,9 миллиона голосов, но так и не стала главой государства. Трампу тогда удалось победить Клинтон в более крупных и колеблющихся штатах, заручившись поддержкой 304 выборщиков, а Клинтон — лишь 227. Вот такие парадоксы американской избирательной системы!
Поэтому главной задачей кандидата в президенты США является даже не победа на общенациональных выборах, которая, безусловно, важна, а то, чтобы максимальное количество выборщиков на втором этапе избирательной кампании отдали свои голоса за кандидата в большинстве штатов. Таким образом, именно выборщики в колеблющихся штатах являются стратегическим потенциалом кандидата в президенты. Но и это еще не все.
В решении данной политической задачи есть два концептуальных основания: во-первых, легислатуры штатов, кроме Мэна (число выборщиков — 4) и Небраски (5), используют систему мажоритарной победы, по которой победитель получает голоса выборщиков, независимо от их партийной принадлежности. В штатах Мэн и Небраска несколько иначе: в них два голоса выборщиков переходят к набравшему большинство кандидату. Кроме того, победитель может получить ещё по дополнительному голосу при большинстве в каждом избирательном округе.
Во-вторых, выборщики вправе голосовать, не оглядываясь на политические предпочтения избирателей штата и, кстати, на свои партийные обязательства также. Такие правила действуют в 29 из 50 штатов и округе Колумбия. Например, в 2016 году десять выборщиков проголосовали не за тех кандидатов, за кем были «партийно закреплены», правда, на исход выборов это никак не повлияло.
Именно поэтому сейчас все внимание претендентов и их штабов приковано к так называемым не определившимся или колеблющимся штатам (swingstates). Напомню: термин swingstates впервые появился в 1936 году c подачи Contemporary York Times, когда демократ Франклин Делано Рузвельт проводил свою предвыборную кампанию на Западе США.
В настоящее время колеблющимися в США называют те штаты, где Демократическая и Республиканская партии пользуются примерно равной поддержкой, а разрыв между кандидатами, как правило, минимальный. Иногда их также называют не определившимися или фиолетовыми — по цвету, который получается в результате смешения синего (демократы) и красного (республиканцы) цветов.
«СП»: Число не определившихся штатов константно?
— Нет, их список не постоянен и весьма вариативен. Так, например, на президентских выборах 2016 года он включал 14 штатов: Аризону, Флориду, Айову, Мичиган, Северную Каролину, Огайо, Пенсильванию, Висконсин, Колорадо, Мэн, Миннесоту, Неваду, Нью-Гемпшир и Вирджинию, с общим количеством выборщиков 171.
За Дональда Трампа тогда отдали свои голоса 126 выборщиков, а за Хилари Клинтон — лишь forty five. На президентских выборах 2020 года в список колеблющихся также входили 14 штатов, но это уже были Джорджия, Небраска, Аризона, Висконсин, Пенсильвания, Северная Каролина, Невада, Мичиган, Флорида, Миннесота, Нью-Гемпшир, Мэн, Огайо и Айова.
Четыре года назад победивший на президентских выборах Джо Байден набрал 98 голосов выборщиков в 9 колеблющихся штатах: в Джорджии он получил 16 голосов, в Аризоне — 11, в Висконсине — 10, в Пенсильвании — 20, в Неваде — 6, в Мичигане — 16, в Небраске — 5, в Миннесоте — 10 и в Нью-Гемпшире — 4. Это фактически предопределило его победу на выборах и дало в общей сложности 36,3 процента, необходимых для победы голосов выборщиков.
Дональд Трамп в 2020 году серьезно уступил Джо Байдену в колеблющихся штатах, заручившись поддержкой лишь 72 выборщиков в пяти штатах: в Северной Каролине (15), Флориде (29), Мэне (4), Огайо (18) и Айове (6).
По мнению американских экспертов, к так называемым демократическим сегодня можно с уверенностью отнести 17 штатов (210 голосов выборщиков). Это Калифорния (55), Колорадо (9), Коннектикут (7), Делавэр (3), Гавайи (4), Иллинойс (20), Мэн (4), Мэриленд (10), Массачусетс (11), Нью-Джерси (14), Нью-Мексико (5), Нью-Йорк (29), Орегон (7), Род-Айленд (4), Вермонт (3), Вирджиния (13), Вашингтон (12) плюс округ Колумбия (3).
То есть Камале Харрис до заветного рубежа в 270 голосов в колеблющихся штатах не хватает поддержки 57 выборщиков.
За Республиканской партией стоит 21 штат с 177 голосами выборщиков. Это Алабама (9), Аляска (3), Арканзас (6), Айдахо (4), Индиана (11), Канзас (6), Кентукки (8), Луизиана (8), Миссисипи (6), Миссури (10), Монтана (3), Северная Дакота (3), Огайо (18), Оклахома (7), Южная Каролина (9), Южная Дакота (3), Теннеси (11), Техас (38), Юта (6), Западная Вирджиния (5) и Вайоминг (3). Следовательно, Трампу, чтобы победить Камалу Харрис, необходимо заручиться поддержкой 92 выборщиков в колеблющихся штатах, что, согласитесь, довольно непросто.
В текущем избирательном цикле к колеблющимся штатам американские эксперты отнесли 7 штатов с 94 выборщиками: Аризону (11), Джорджию (16), Мичиган (16), Неваду (6), Пенсильванию (20), Северную Каролину (15) и Висконсин (10). Эксперты утверждают, что победа в них может иметь решающее значение для обоих кандидатов.
Однако, по нашему мнению, таких штатов сегодня 12. Общее количество выборщиков в них составляет 148 человек. Так что возможны любые кульбиты. Кроме того, важной особенностью президентских выборов в США является то, что кандидаты не тратят время зря, а средства даром в тех штатах страны, где они точно не победят.
Действительно, можно ли ожидать победы кандидата-республиканца в либеральных штатах, таких как, например, Вермонт, Массачусетс или Коннектикут, традиционно поддерживающих Демпартию? Для демократов столь же нерешаемая задача — в южных, традиционно республиканских штатах, включая Техас, Миссисипи, Алабаму или Южную Каролину. Таким образом, обладающие правом определять победителя президентской гонки колеблющиеся 12 штатов станут ключевым фактором выборов.
«СП»: О чем говорит ситуационный анализ политического предпочтения выборщиками кандидатов в колеблющихся штатах?
— Американские эксперты, используя при анализе политических предпочтений выборщиков модель SilverBulletin, пришли к выводу, что в настоящее время в трех штатах: Аризоне (11), Джорджии (16) и Северной Каролине (15) Дональд Трамп пока опережает Камалу Харрис на 0,6−1,1 процента. А в четырех штатах: в Пенсильвании (20), Неваде (6), Висконсине (10) и Мичигане (16) Харрис выигрывает у Трампа более 2,6 процента.
Если предположить, что ситуация за ближайшие дни до выборов сильно не изменится, то в копилку Камалы Харрис можно смело будет добавить 52 голоса выборщиков, как минимум в четырех штатах, где она сейчас опережает Дональда Трампа. Это суммарно дает ей 265 голосов, что совсем недалеко от заветной цели в 270.
Однако пока не ясно, как будут голосовать выборщики в Миннесоте (10) и Нью-Гемпшире (4), а также отдавшие на прошлых выборах свои голоса за демократа Джо Байдена в Аризоне (11), Джорджии (16), Висконсине (10), Неваде (6), Мичигане (16) и Небраске (5).
Впрочем, Харрис достаточно победить лишь в одном из этих штатов, например, в Мичигане (16) или Джорджии (16), даже в Висконсине (10) или Неваде (6), чтобы получить заветные ключи от Белого дома.
У Трампа задача, повторим, сложнее. Ему недостаточно голосов выборщиков, поддержавших его в 2020 году в колеблющихся тогда штатах: в Северной Каролине (15), во Флориде (29), Мэне (4), Огайо (18) и Айове (6) с 72 голосами. Поэтому необходимо заручиться поддержкой как минимум еще в двух штатах, например, в Аризоне (11) и Джорджии (16), где он пока опережает Харрис, но при условии, что он определенно победит в тех штатах, в которых уже побеждал в 2020 году.
«СП»: Что в итоге?
— Архаичная избирательная система Соединённых Штатов фактически не является, по своей сути, общенациональной. Ключевая особенность в том, что определяющим становятся не народное волеизъявление, где результат зависит от каждого голоса, а политические предпочтения небольшой группы выборщиков, причем лишь в небольшом числе штатов, называемых колеблющимися.
По результатам опроса общественного мнения, проведенного газетой Contemporary York Times и исследовательским институтом SienaCollege пару недель назад, Камала Харрис все-таки опережала Дональда Трампа в двух колеблющихся штатах: Аризоне (50 процентов за Харрис, forty five — за Трампа) и Северной Каролине (49 и 47 процентов соответственно).
По самым последним данным, интригу закрутил и неожиданный массовый приток новых избирателей в ряде ключевых штатов. Например, в Аризоне зарегистрировано 125 тысяч новых избирателей, а в Северной Каролине — 500 тысяч. Откуда они взялись — большая загадка. Но, как сказал Владимир Путин, мы будем работать с любым президентом, которого выберет американский народ.