О разработанном специалистами ФРГ секретном 1000-страничном «Оперативном плане Германии» в целях приготовлений к возможному крупномасштабному военному конфликту с Россией сообщила газета Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ).
«В нем перечислены все здания и объекты инфраструктуры, которые особо нуждаются в охране по военным причинам… Тогда [в случае боевых действий на восточном направлении блока НАТО] Германия стала бы центром для десятков тысяч, а возможно, и сотен тысяч солдат, которых нужно переправить на восток…», — описывает документ газета.
При этом германские военные отнюдь не считают подготовленный документ окончательным, по их мнению, он является «живым документом», в который могут вноситься коррективы и дополнения.
На основании этого секретного плана Бундесвер уже начал подготовку предприятий страны к работе в условиях чрезвычайной ситуации в условиях войны.
В частности, глава командного органа территориальной обороны федеральной земли Гамбург Йорн Плишке в рамках мероприятий Торгово-промышленной палаты встретился с представителями некоторых компаний и порекомендовал им организовать обучение не менее пяти из каждой сотни работников вождению грузовиков, а также запастись дизельными генераторами и загодя подготовить план действий в кризисное время для своих сотрудников.
«70% грузовиков на дорогах Германии водят восточноевропейцы. Если начнется война, где окажутся эти люди?» — цитирует FAZ риторический вопрос Плишке к предпринимателям, таким образом он заострил внимание на необходимости подготовки к предстоящему дефициту кадров, а также сложностям в логистике.
Политолог, военный аналитик Александр Храмчихин находит нынешний уровень готовности Германии и других стран НАТО к большому военному конфликту нулевым.
— Эта готовность и прежде была нулевой, здесь все достаточно очевидно. Если бы западные страны реально к войне готовились, ситуация на Украине развивалась бы иначе. Страны Североатлантического альянса снабдили бы Киев таким количеством оружия, сколько необходимо для успешного ведения боевых действий. Либо направили бы туда своих военных и успешно противостояли бы нам. В данном случае я говорю не об использовании ядерного оружия, а только про обычные военные средства. Но страны НАТО оказались не способны ни на одно, ни на другое.
«СП»: Не слишком ли вы занижаете их потенциал?
— Я не вижу в неподготовленности ничего удивительного, для меня это было давно очевидно. Хотя у нас некоторые наблюдатели упорно продолжают рассказывать сказки о якобы чудовищно мощном западном альянсе. Практика и реальный анализ показывают, что ни к каким серьезным военным действиям они не готовы.
«СП»: Может быть, у Германии дела обстоят получше, чем у других стран?
— Германия как раз числе тех, кто по части готовности к серьезным конфликтам на последних позициях. Именно поэтому в ФРГ и разрабатывают такие планы, поскольку понимают свою слабость.
«СП»: Разработка и попытка реализации таких планов повысят их готовность?
— Я сильно сомневаюсь, что у них что-то получится. Но эффективность их усилий покажет будущее. Сейчас они пытаются напрячься и начать подготовку, но, возможно, окажется, что западные страны только изображают подготовку к военному конфликту.
Эксперт Ассоциации военных политологов, завкафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин не удивился наличию 1000-страничного документа и напомнил, что в составлении планов немцы отличаются пунктуальностью.
— Мы помним из истории их планы «Барбаросса», «Дранг нах Остен», которые они пытались воплотить в реальность. Так что, с планами у них все нормально, указанные в газетных публикациях документы, по всей видимости, существуют.
«СП»: Но сегодня у них явный экономический спад, а производство бежит из страны. Как в таких условиях планировать подготовку к конфликту?
— Обратимся к историческим аналогиям. Когда нацисты приходили к власти, в Германии тоже был кризис. Поэтому Гитлера они восприняли как человека, который способен навести порядок.
И сейчас немецкое общество, его часть, снова ждет лидера, который навел бы порядок и вернул стране былую славу.
Кроме того, часть общества уверена, что проблемы, в том числе наведения порядка, можно решить только если начинать милитаризацию и затем воевать в Европе, добывая славу немецким оружием.
Все вышеназванное говорит, что довольно значительная и активная часть германского населения, готовая стать социальной базой, опорой для ястребов, реваншистов. Они могут поддержать серьезные насильственные действия, в том числе военные и на восточном направлении, против России.
Думаю, это реально существующая угроза. К тому же найдется немало сателлитов, которые, может быть, не со всем будут согласны с реваншистами, но готовы содействовать им по каким-то направлениям. В целом общество вполне может объединиться в желании воевать против России.
«СП»: Неужели исторический опыт Германию ничему не научил? К тому же не Россия ведь сегодня лишает эту страну промышленности. Или немцы об этом не задумываются?
— Немцы об этом не задумываются, это первое. Во-вторых, история им подсказывает, что именно через силу, милитаризацию Германия приходила к доминированию в Европе.
Напротив, они воспринимают это как некий положительный опыт, который там постоянно тиражируется, причем делается это регулярно. И всякий раз немцы надеются, что новая попытка закончится для них иначе, нежели предыдущие. Так что, в Германии многие на эти события смотрят с другого ракурса.
«СП»: Вы считаете, что немцы на полном серьезе составляют планы в стиле «Дранг нах Остен» не прочь повторить после этого деяния своих предков?
— Нет, не все немцы, а часть немецкого общества. Исторический опыт показывает, что именно эта часть возобладает над остальными и ведет Германию к реваншу через мобилизацию экономики, людских ресурсов. К возможности через милитаризированные движения подавить всякое сопротивление и попытаться стать державой мирового уровня. Именно эти обстоятельства могут сыграть свою роль.
А могут, впрочем, не сыграть, если этой части общества будет противопоставлена серьезная сила. Здесь существует определенная дилемма, требующая тщательного анализа: есть сегодня что-то, способное сдержать Германию на этом пути, кроме России? Если нет, не исключено повторение исторического опыта, о котором мы говорили.