Дмитрий Евстафьев
Политолог, кандидат политических наук
Встреча премьера Словакии Роберта Фицо и руководителя украинского правительства Дениса Шмыгаля под Ужгородом выглядела фантасмагорично: украинский премьер обсуждал «сотрудничество в сфере энергетической безопасности и инфраструктурных проектов» с человеком, выступающим против членства Украины в НАТО, а Фицо оскорбляли «проукраинские активисты», один из которых совершил на него покушение. Но всё это выглядит странно лишь на первый взгляд, если не учитывать особенности не только украинской, но и европейской политики, вошедшей в этап судорожного поиска источников финансирования для Украины на фоне нарастающей токсичности Зеленского.
Неожиданностей на встрече не произошло: Шмыгаль подтвердил отказ от продления договора с Москвой о транзите газа, подписанного в 2019 году и истекающего 1 января 2025 года. Вряд ли в нынешней политической обстановке, когда после провального визита Зеленского в США в Киеве все «сидят на измене» и обсуждают возможность замены самых твердокаменных сторонников «войны до победного конца с Москвой», Шмыгаль, слабая фигура в киевской «директории», рискнул бы отклониться от официального курса.
Конечно, со стороны Киева это прямой шантаж уже не только Словакии и Венгрии, но и всего Евросоюза.
На сегодняшний день ветка через Ужгород осталась единственной для поставок российского газа в Центральную Европу, а прямая связь экономического кризиса в Европе и отсутствия российских энергоносителей, кажется, осознана всеми, несмотря на произносимые с трибун лозунги о победе зелёной энергетики.
Но есть нюанс. Киев мыслит сегодняшним днём. У него нет видения на послезавтра.
Также по теме
Украина и Словакия договорились создать хаб с использованием газохранилищ Киева
Украина и Словакия договорились о создании восточно-европейского энергетического хаба с использованием украинских газохранилищ.
Но послезавтра существует для Европы, где понимают, что, если удастся прекратить конфликт (что возможно только на условиях России — через долгосрочное урегулирование), перед Европой сразу же встанет вопрос о необходимости восстановления социальной инфраструктуры Украины. Хотя бы из самозащитных соображений: чтобы толпы безработных, умеющих только воевать, а зачастую и имеющих оружие украинских «беженцев» не ринулись в Европу.
За всеми заверениями о поддержке Украины стоит по-европейски циничный вопрос. Европейцы всячески показывают, в том числе перечисляя, сколько они выделили на поддержку Киева, что в одиночку «оплачивать украинский банкет» они не собираются, что логично. Например, для Нидерландов озвученная министром обороны Рубеном Брекелмансом цифра €3,76 млрд помощи Киеву — серьёзная сумма. Но ранее средства выделялись не только под обещания Киева, но и под европейские ожидания грядущей победы над Россией — в счёт будущих «дивидендов». Их сейчас не просматривается.
На практике транзит российского газа в Европу через Украину выгоден всем.
Но Европе особенно: тем самым даётся возможность без особой потери лица («всё ради восстановления Украины») получить источник финансирования для Киева и заодно замедлить собственное сползание в деиндустриализацию, напрямую связанную с высокими ценами на энергоносители.
Восстановление транзита выгодно и Киеву, поскольку даёт в руки властей гарантированный источник и энергоресурсов, и валютных поступлений.
Также по теме
Премьер Словакии Фицо предложил Киеву техническое решение по транзиту нефти
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо в ходе телефонного разговора предложил главе правительства Украины Денису Шмыгалю техническое…
У Фицо в «газовом уравнении» самая гибкая позиция.Не секрет, что он может начать получать «азербайджанский» газ — вероятно, тоже российский, но доказать это практически невозможно: технология «перелицовывания» российского газа в «нейтральный», апробированная, к слову, Украиной, работает в разные стороны.
Однако то ли от самоуверенности, то ли по недомыслию, но киевский режим сделал сам для себя невозможными любые шаги в сторону от конфронтации с Россией. И сейчас решение этой проблемы целиком на стороне Евросоюза, поскольку США как минимум в ближайшие три, а то и четыре месяца не смогут активно вмешиваться в эти вопросы. И этот период будет для Евросоюза важным тестом на способность принимать стратегически выверенные решения. И выглядящая радикальной метафора Фицо о методах «вразумления» евродепутатов про ракету, которая «могла бы разбить фонтан в Брюсселе, чтобы они поняли, о чём говорят», более чем уместна.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.