Американский хаос.
Гран-при Вегаса громко ворвался в «Формулу-1» в 2023-м с колоссальными затратами в 835 млн на строительство трека и проведение заезда, шоу-открытия и закрытия за 80 млн, скандалами из-за цен на билеты, перекрытием города, недовольством местных жителей и фееричным изгнанием фанатов с трибун с полицией после затянувшейся практики. А ведь эта гонка потенциально – поворотная для всей бизнес-модели главной гоночной серии планеты и вообще всей манеры управления спортивным бизнесом: первый в истории Гран-при, организованный и профинансированный самой «Ф-1»!
И его последствия до сих пор не отпускают: «Феррари» все еще обсуждает с чемпионатом вопрос компенсации за разбитый отлетевшим дорожным люком болид Карлоса Сайнса, местные все еще недовольны и требуют компенсаций за перекрытия, изгнанные с трибун фанаты все еще судятся.
Но с новым сезоном и публикацией календаря на 2024-й в городе должны были начаться обсуждения подготовки к следующему Гран-при – и, кажется, вал накопившихся проблем вместе со вскрывшимися внезапностями может оставить «Ф-1» без дорогущего новосозданного бриллианта в короне!
Местное издание штата Невада Review Journal выяснило: при подготовке к слушаниям по следующему Гран-при оказалось, что городские власти формально утвердили согласие на проведение гонки на ближайшие 10 лет, вышли на соглашение для первых трех лет, но… Формально так и не заключили вообще никакого контракта на гонку с кем-либо.
Оказывается, как бы со стороны города в сделке (со взносом в $6,5 млн каждый год до 2025-го включительно) приняла LVCVA (The Las Vegas Convention and Visitors Authority. Это бъединение местных главных отелей, казино и прочих заведений с миноритарным представительством городской администрации, работающей над привлечением посетителей. Предполагается, что муниципальных и налоговых денег в ней нет – только взносы участников, но местные жители через исследования распределения арендных отчислений с городских зданий постоянно ставят под вопрос этот тезис.
LVCVA выступает и совладельцем промоутерской организации Гран-при – на 49% она принадлежит самой «Ф-1», а остальные доли – сопромоутерам Live Nation и как раз сообществу местных партнеров.
Однако с Гран-при вышло, что сам город (пока) не давал обязательств на предоставление улиц и на 10 лет, и на три года, и даже на один прошлый – собственно, вообще никаких прямых обязательств!
Но при эти этом «Формула-1» после проведения первого этапа решила именно городу выставить счет в 40 миллионов долларов – половину стоимости переоборудования и обновление подъездной инфраструктуры к зоне трека и трибун и возведения временных построек, в нагрузку к уже оплаченным городом затрат на перекладку асфальта и реконструкцию нескольких улиц (правда, их амортизация частично распределяется и на перестройку Вегаса к Супербоулу, и реновацию в принципе).
Именно запрос на дополнительную компенсацию расходов перед брифингом вызвал более углубленное изучение юридических обязательств муниципалитета – и в мэрии выяснили: помимо отсутствия у них подписанного контракта, нет и любых дополнительных обязательств! Ведь даже в формальном утверждении срока гонки не прописывались гарантии на ежегодное проведение Гран-при, а особенный временной слот этапа (перед Днем Благодарения) вообще позволяет отменять любые вердикты по его проведению без дополнительных обсуждений, голосований или согласований.
Итог: ближайший брифинг о согласовании деталей Гран-при 2024-го отменен без договоренностей о датах новых заседаний. Если так пойдет и дальше, «Ф-1» в Вегас во второй раз просто не пустят.
У властей Вегаса нет оснований уступать: основная часть локальных избирателей скорее недовольна
«Формула-1» оказалась в ловушке собственной же хитрой системы самоорганизации гонки со сбором всех денег – ведь обычно в сделке участвуют власти города или страны, они платят лицензионный взнос, назначают промоутера и берут на себя базовую работу над инфраструктурой. Интерес муниципалитета в такой ситуации – в росте экономической активности, создании рабочих мест, повышения выручки у местных бизнесов всех типов и дополнительных сборах косвенных налогов.
В Вегасе серия попробовала оставить муниципалитету только «реновационную» функцию и возможности дособирать налоги, забрав вообще все возможные рычаги воздействия на проведение и организацию заезда. Без участия в контракте городу даже нечего предметно обсуждать, кроме дорожных вопросов – и потому избираемая мэрия в первую очередь заинтересована им и общим удовлетворением локального сообщества от мероприятия.
И здесь как раз широкое общественное мнение оказалось категорически не на стороне гонки: например, только сообщество малых и средних бизнесов вокруг перекрытых и реконструктированных дорог зафиксировало падение выручки за ноябрь 2023-го на $23 млн по сравнению с ноябрем 2022-го. И потребовало компенсаций у города и «Ф-1»!
Дело в ухудшении подъездных путей, самом длительном периоде перекрытия и общем расположении: большинство этих отелей, ресторанов, баров и клубов оказались в таких местах, откуда даже дойти до «трека» стало крайне неудобно. В итоге пока всем обещали колоссальный рост посещаемости, среднего чека и выручки, у них спрос даже обвалился, поставив на грань выживания. А за время реконструкции до этапа часть времени и и вовсе пришлось закрываться позже или раньше, теряя возможность заработать. Оттуда – и требования вернуть недополученное, ведь владельцы и работники никак не влияли на ситуацию. И форматы бизнесов (больше количество маленьких заведений, но с с персоналом в 50+ человек) накопительно создало очень большую массу недовольных вместе с образом «да они повсюду!»
Обычные жители жаловались на высочайшие в календаре цены на гонку, проблемы с трафиком и невозможность посмотреть на действо с улицы – ведь даже прозрачные пешеходные мосты заклеивали для «сохранения авторских прав», а когда пленки срывали, «Ф-1» вешала специальные решетки для защиты пленки и дополнительные лампы с ярким неприятным светом, чтобы никто даже не подумал все же экспериментировать во время заезда.
Судя по всему, чек за их доустановку числе прочих подобных работ и выкатили городу. Реакция немного предсказуема.
«А должна ли вообще гонка быть полностью скрытой? – задался вопросом Тик Сегерблом – глава Комиссии округа Кларк, куда входит Вегас. – Или, может, наши избиратели должны ее видеть? А можем мы сократить количество месяцев, когда город перекрыт? Много всего произошло, и я пока не встречал никого, кому понравилась бы «Ф-1». Настало время все это выяснить».
А есть ли вообще довольные? Как раз владельцы отелей и казино из LVCVA – у них рекордные выручки из-за «Ф-1»
Однако нельзя сказать, будто Гран-при Вегаса провалился – точно не финансово. Отельеры, операторы и сама «Ф-1» феерически довольны.
«Гран-при оказал феноменальный экономический эффект на долину в тот уик-энд, который исторически у нас не самый популярный», – высказался представитель промоутера на заседании в городской Торговой палате на представлении результата заезда.
На ней LVCVA объявил о привлечении 145 тысяч новых уникальных посетителей Вегаса именно в дни Гран-при, потративших свыше $4000 в среднем в день на человека – в 3,6 раза больше, чем обычный турист в Вегасе. Только за неделю Гран-при посетители города суммарно произвели потребительских трат на $561 млн.
Отчет Комиссии Невады по азартным играм зафискировал выручку в $821 млн в казино на главной улице города за 4 дня Гран-при – по которой и проходила гонка и на которую пришлась вся основная туристическая билетная программа по просмотру заезда из люксового заведения. Это увеличение на 22,6% по сравнению с тем же периодом в 2022-м.
Общий экономический эффект Гран-при в городе оценили в $1,3 млрд ВВП, а прямые и косвенные дополнительные налоги – в сумму до $100 млн.
Финансовый директор отельной группы MGM Resorts International (управляет примерно третью главных отелей на основном бульваре Strip, по которому и проводили гонку и устраивали продажу билетных роскошных билетных программ за много тысяч долларов с просмотром заезда из ресторанов – важный член LVCVA) объявил о рекордном уик-энде для оператора по чистой выручке, полном разбронировании комнат и достижение «ценового навеса» в 33,7% по сравнению с предыдущим годом.
«Лучший результат в истории компании, – высказался он. – Перебил даже выставку CES в 2019-м. А обычно у нашей компании это самый слабый уик-энд. Так что можно завесить эффект события по сравнению со всеми другими в истории Вегаса за последние года по влиянию на нашу компанию».
Ставочники из подразделения BetMGM тоже крайне впечатлились: Гран-при Вегаса побил рекорд любой другой гонки за всю историю «Ф-1» – причем втрое. Речь и о живых ставках в заведениях компании, и об онлайн-сегменте.
Другие конгломераты пока не отчитывались о финансовых эффектах этапа, но стоимость их билетных программ были ничуть не дешевле (а многие даже дороже) билетов в отели и казино MGM.
И победный результат восприятия Гран-при LVCVA подчеркнула заказом собственного репрезентативного соцопроса жителей Вегаса на 6 тысяч респондентов: по нему большинство не только приветствовало и признало положительный эффект «Ф-1», но 52,8% поддержали идею проведения гонки еще 9 лет. «Всего» 52,8% или «целых» 52,8% – уже вопрос стороны.
Так кто же победит?
Глядя на рост выручки членов LVCVA, их интерес точно понятен: 6,5 млн взноса точно компенсирован.
Скорее всего, город тоже пока остался в плюсе с учетом ориентировочной стоимости реконструкционных работ в 40-80 млн – и опять же, амортизация растянута еще с учетом Супербоула.
Однако именно потенциальные доплаты и требования компенсаций могут дожечь финансовую волну, оставив муниципалитет с нетто-эффектом в виде разгребания кучи политических и имиджевых проблем перед выборами вообще всех основных управляющих лиц ноябре 2024-го в Вегасе. Да, буквально за пару недель до предполагаемого следующего Гран-при.
«Ф-1» же оставила муниципалитет без прямых переговорных рычагов и столкнула с широчайшим валом рассерженных избирателей. Неудивительно, что реакция мэрии – «Хвост должен перестать вилять собакой».
Однако всем ясно: все в итоге договорятся. Ведь подобная структура сделки появилась не на пустом месте: город явно хотел отделаться от любых расходов, кроме непосредственной доработки тех улиц, которые и так требовали доработки, но в то же время получить еще больше рекламы, закрыв новыми туристами самый мертвый сезон года. К тому же, для трансформации как спортивной столицы мира и вообще планетарного центра крупных событий планеты Гран-при «Ф-1» отлично подходит.
Серия же увидела редчайший шанс поэкспериментировать с новой финансовой моделью – если вложения в паддок и собственный этап не окупятся в мировой столице тусовок, то в других местах не стоит и не начинать.
Ни мэрия, ни «Ф-1» не представляли объем потенциально разрушительных непредвиденных обстоятельств. И теперь городу пришлось посылать сигнал в стиле: «нет, давайте передоговариваться с новыми знаниями, больше такое не прокатит».
Но и почва, и простор для потенциальной новой сделки вполне есть – пока каждая сторона что-то получила от проведения гонки и заинтересована в продолжении.
Владельцы коммерческих прав на чемпионат уже вложили в Гран-при Вегаса колоссальные 835 млн и им точно требуются годы на полный возврат инвестиций. Отельеры и город все еще хотели бы получать тот же или даже больший эффект от заезда – и буфер у бизнеса еще остался.
Скорее всего, город просто дождется встречного предложения – «Ф-1» снизит сумму запрошенного счета, LVCVA придумает какую-нибудь систему солидарности с «коллегами», а длительных перекрытий и так больше не планируется после завершения прошлогодних конструкторских работ. Город получит возможность собрать все в один пакет, объявить политической победой – возможно, не все избиратели останутся довольны до конца, но полностью удовлетворить каждого невозможно в принципе.
Правда, в современной США на любой стадии переговоров всегда могут всплыть воинствующие радикалы, желающие полной победы. Тогда процесс застопорится и Гран-при Вегаса действительно больше не состоится.
Экспансию «Формулы-1» в Америку ждет очень тяжелый и занимательный важный период – Гран-при «вскрыла» Штаты, но теперь там нужно закрепиться.
Супербоул – в Вегасе. Город становится столицей спорта США: казино и разврат больше не пугают лиги
Владелец «Ф-1» – главная спортивная империя планеты с капиталом $44 млрд. А что еще им принадлежит?
Важнейший Гран-при для будущего «Ф-1»: серия влила $835 млн и перекрыла половину Вегаса
Фото: Gettyimages.ru/Alex Bierens de Haan, Mark Thompson, Chris Graythen