Каталонцы хотят больше денег.«Барселона» вовсю дергает за рычаги, ищет деньги (писали о поисках спонсора для рекламы на шортах) и не может сидеть спокойно. На этот раз претензии возникли к Nike.
Клуб работает с американским брендом уже 25 лет, но угрожает уходом. Возможно, из-за появления на горизонте Puma с мешком денег.
Так что, ждать смену спонсора? Не факт.
«Барса» разочаровалась в Nike. Лапорта жаловался на нерыночный контракт (всего-то 105+50 млн евро в год)
Буря в отношениях «Барсы» и Nike разгорелась внезапно в первых числах декабря. Тогда каталонские медиа Sport и Mundo Deportivo стали разгонять информацию о том, что «Барселона» хочет пересмотреть условия контракта с американским брендом, считая, что недополучает по актуальному соглашению до 2026 года.
По контракту «Барсе» полагается 105 млн евро в год фикс, еще 50 млн – процент от продаж формы, экипировки и других продуктов. Сделку сложно назвать нерыночной, потому что по фиксированной сумме «Барселона» идет на третьем месте в топ-5 лигах, уступая лишь «Манчестер Юнайтед» и «Реалу».
Sport пишет, что Puma и «Ман Сити» якобы недавно пересмотрели условия контракта, и теперь клуб из Манчестера якобы получает 167 млн евро за сезон, но официальных подтверждений этому нет. У «Ливерпуля» фиксированная сумма всего 35,2 млн – но за счет уникального контракта с Nike мерсисайдцы получают 20% от продажи экипировки. Суммарно капает под 100 млн.
Однако, возможно, претензии «Барсы» небезосновательны. Свежий финотчет УЕФА показал, какой у клуба гигантский бренд и коммерческий потенциал. Там подсчитали, что «Барса» заработала больше всех на продажах футболок и мерча в 2023 году – 179 млн евро, больше «Реала» (155 млн) и «Баварии» (147 млн).
В каких пропорциях эти суммы распределяются между клубами и техническим спонсором, в УЕФА не уточнили.
***
С финансовыми претензиями разобрались, но новость о разладе «Барсы» и Nike в Sport добивали другими претензиями клуба. Они не очень довольны сервисом: качеством процессов, дизайном и обслуживанием игроков. В тексте привели также позицию источников Nike: по их мнению, соблюдать требования непросто, потому что «Барса» сама иногда затягивает с решениями и дедлайнами. Под конец бомбанули инсайдом об интересе Puma и New Balance к каталонцам.
У Mundo Deportivo другие детали. В последние два сезона «Барса» не раз сталкивалась с нехваткой запасов футболок в магазинах, что приводило к финансовым потерям. Кроме того, стороны по-разному видят сотрудничество после пандемии: Nike хочет платить меньше, а «Барселона» – зарабатывать больше.
На этом история не заглохла. В середине января от Sport прилетел более конкретный инсайд: Puma готова выложить 200 млн евро в год фикс, с бонусами сумма может разрастись до 300 млн. Вся проблема – в условиях расставания с Nike. У «Барсы» есть возможность разорвать контракт без санкций. Для этого нужно предупредить спонсора официальным письмом за два года до прекращения сотрудничества. Контракт и так истекает в 2026-м. За немедленное расторжение Nike потребует 20-25 млн евро.
В начале февраля выступил президент «Барселоны» Жоан Лапорта. Босс намекнул на готовность расстаться с Nike, если условия не улучшат.
«Мы не в лучшем положении, поскольку у нас нет достаточных запасов продукции, работа не всегда идет в соответствии с графиком, а на рынке нам могут предложить вдвое больше того, что мы получаем сейчас.
Есть разные варианты того, как можно расторгнуть контракт с Nike, и мы эти варианты оцениваем. Мы сотрудничаем уже более 20 лет, и в трудное время они не поддержали нас. Когда мы злились и говорили, что рынок предлагает нам больше, тогда да, они приложили усилия, и «Барса» благодарна, но этого недостаточно.
Мы хотим найти лучшее решение. Есть три варианта: продолжить работу с Nike, принять более крупное предложение, соответствующее рынку, или делать все самим», – заявил Лапорта в интервью RAC1.
Кажется, на фоне шума в медиа в Nike зашевелились. По данным Mundo Deportivo, изначально американцы не собирались пересматривать условия контракта, но сейчас улучшили предложение. Правда, оно все равно хуже, чем от Puma, и больше ориентировано на бонусы. «Барса» взяла время подумать.
Расставание очень даже реально. Как минимум потому, что видение Nike и «Барселоны» не стыкуются. Американский бренд не готов сорить деньгами и исповедует экономный подход: сокращает расходы на 2 млрд долларов и понемногу сокращает присутствие в мужском футболе (хотя крупных клиентов вроде «Барсы» предпочел бы удержать). Каталонцы остро нуждаются в деньгах, для них критически важно с каждым годом генерировать больше.
Впрочем, иногда к отношению Nike возникают вопросы. Известно, что «Барса» среди прочего недовольна пунктом в контракте, связанном с продажами так называемых реплик (соглашение подписывали еще при Бартомеу). Речь идет о футболках, которые можно купить в киосках и неофициальных магазинах. На них нет лого Nike, на его месте красуется надпись «BARÇA».
Хоть такие джерси и выглядят как подделки, это не так. Их производит компания Prendas Deportivas Roger’s S (она также делает копии для «Реала» и «ПСЖ»), на чем зарабатывает 17-23 млн евро в год. Nike получает от них примерно 2 млн год, а «Барса» – ничего. Все из-за пункта в контракте, где указано, что за такого рода продукцию клубу не предусмотрены роялти. И это при том, что майки продаются только за счет бренда «Барсы».
Нефинансовые претензии к Nike (качество, поставки, дизайн) тоже обоснованы: экипировщик не раз попадался на халтуре.
В 2019-м фанаты «Барсы» критиковали домашнюю форму в шашечку. Бренд вдохновился планировкой барселонского района Эшампле, но домашние комплекты обычно делают в традиционном стиле, а экспериментируют с выездными и резервными формами. Сборная Хорватии тогда потроллила каталонцев: «Хорошая попытка, но вам не переплюнуть красно-белую шашечку». К третьей бирюзовой форме тоже были вопросы.
Летом 2020-го Nike пришлось снять с продажи форму «Барселоны» из-за производственных проблем и низкого качества. Оказалось, что при стирке футболки-реплики линяют под воздействием пота и воды. Форму планировали выставлять на полки, но пришлось утилизировать. «Барса» жаловалась и угрожала судом, но конфликт потушили.
В том же сезоне каталонцы получили розовую третью футболку с бирюзовыми вставками (шорты – полностью бирюзовые). Фанаты не поняли, к чему такие цвета, и критиковали форму. Кроме того, в таком сочетании комплект очень слабо продавался. Поэтому «Барса» решила играть в черных шортах.
В 2019-м в сеть попали фотографии формы «Барсы» на следующий сезон: на желтой джерси четыре красные полоски. На утечку отреагировала Kappa, выложив свою форму для каталонского регбийного клуба – там тоже желтые фон и четыре полоски. «Когда мы получим комиссионные?» – пошутили в твиттере Kappa. Для контекста: обе формы вдохновлены саньерой, одним из символов Каталонии (желтый флаг с четырьмя красными полосами).
Спустя год маленький бразильский клуб «Мадурейра» тоже пошутил, заметив сходство в своей форме и новом домашнем комплекте «Барсы».
Оказалось, что в Бразилии любят формы с подобным дизайном полосок. Вот, например, вариант джерси «Флуминенсе». Может, Nike вдохновился Бразилией?
В июле 2023-го опять было неспокойно: Catalunya Ràdio сообщило, что «Барса» недовольна тем, что Nike второй год подряд выпускает недостаточное количество футболок. Компания прислала только половину от запрашиваемого количества формы.
«Барса» и Nike вместе с 1998 года. Лапорта уже выбивал более выгодный контракт
«Барса» и Nike шумно сходились в 1998-м. Каталонцы внезапно разорвали отношения с Kappa (хотя оставался еще год по контракту), у которой одевались 6 лет. Точные причины неизвестны. Возможно, из-за дизайна – на формах мелькало слишком много логотипов итальянского бренда.
Kappa хотела удержать «Барсу». Каталонцы сообщили о расторжении контракта и сразу подписались с Nike. Босс Kappa подумал, что это классический шантаж с целью выбить больше, и прилетел в столицу Каталонии с улучшенным предложением – 25 млрд песет (150 млн евро) на 10 лет со всеми бонусами. В клубе холодно ответили, что контракт с Nike уже подписан и расторгнуть его нельзя. Кстати, предложение американцев оказалось ниже – 20 млрд песет (120 млн евро). Kappa досталась утешительная компенсация за досрочное расторжение.
Nike платил «Барсе» по 12 млн евро каждый сезон. Но уже в 2001-м контракт пересмотрели, выплаты повысили до 15 млн. Спустя два года президентом «Барсы» стал Жоан Лапорта. Амбициозный босс вскоре понял, что 15 млн – как-то мало для такого великого клуба, особенно на фоне успехов команды Райкарда. Вице-президент по экономическим вопросам Ферран Сориано (сейчас архитектор империи «Ман Сити») говорил, что «Барса» должна быть на уровне «МЮ» и «Реала», которые получают 30 млн евро в год от технических спонсоров.
В 2006-м, в год переизбрания, Лапорте выбил новый контракт до 2013 года на 30 млн евро в год фикс плюс бонусы. Жоан ликовал, сделку он назвал «международным признанием уровня команды» и заявил, что ценит «усилия Nike, чтобы позиционировать «Барселону» как «больше, чем клуб».
Последнее крупное продление контракта состоялось в 2016 году при Бартомеу. Это то самое актуальное соглашение на 105+50 млн евро, которым недоволен Лапорта.
Puma уже давно не жалеет денег на футбол
Puma давно заглядывается на «Барсу» – из-за желания доминировать в футболе. Слухи об интересе к каталонцам появлялись еще летом 2021-го, но клуб не думал о смене спонсора.
Сейчас Puma готова осыпать «Барселону» деньгами (а те и не против). Sport пишет про рекордные 200+100 млн евро в год. Другие источники приводят сумму меньше, но она все равно выше, чем у других клубов. Откуда же у Puma столько денег?
Вообще, Nike и Puma в разных весовых категориях. Американский бренд за 2023 год заработал 51,2 млрд долларов, доход немцев – 8,6 млрд. По чистой прибыли тоже огромная разница: у Nike – 5,1 млрд, у Puma – 305 млн евро. При желании Nike тоже может платить «Барсе» 200-300 млн, но футбол у них не в приоритете. А вот Puma не жалеет денег на этот вид спорта, потому что благодаря ему компания поднялась со дна.
В 2013-м у Puma падали продажи и прибыль, обувь распродавали по скидкам. Бренд почти исчез. В апреле того года гендиректором стал бывший футболист Бьорн Гульден, ради Puma ушедший из ювелирного дома Pandora. В свое время Бьорн поиграл в Норвегии за «Стремсгодсет» и «Брюне». В 1984-1986 годах выступал за «Нюрнберг», где провел четыре матча и забил гол. Карьеру разрушила травма колена, из-за нее Бьорн почти не играл в Германии и завязал с футболом в 23 года.
Гульден ушел в бизнес, изучал деловое администрирование в Норвегии, а потом получил степень MBA в бизнес-школе Бэбсона в Бостоне. До 2000 года занимал руководящие должности в компании по производству верхней одежды Helly Hansen и в adidas, где был вице-президентом по одежде и аксессуарам. Потом высокие должности в других крупных компаниях, пока не оказался в Puma.
За шесть лет при Гульдене продажи Puma выросли почти в два раза, операционная прибыль увеличилась в семь раз, стоимость акций приблизилась к историческому максимуму. «У Puma не было ни привлекательного бренда, ни хороших продуктов, плюс неправильная дистрибуция», – описывал Бьорн в интервью Financial Times источник проблем.
В какой-то момент Puma сконцентрировалась на лайфстайл-сегменте и моде, практически забыв о спорте. Новый директор переориентировал стратегию Puma на спорт.
«Puma игнорировала инвестиции в спорт и потеряла связь со своими основными ценностями. Спортивное спонсорство стоит дорого. Сокращение этого показателя увеличит прибыль в краткосрочной перспективе. Но если попытаешься доить корову вечно, в какой-то момент она сломается», – объяснял Гульден.
Главное решение Гульдена – направить 70% маркетингового бюджета на спорт. По его словам, самой большой проблемой было убедить тогдашнего мажоритарного акционера Puma, французскую группу Kering, поддержать его подход. Kering купил бренд, чтобы интегрировать его в свою модную империю, но смешать Gucci и Puma не получилось.
После перераспределения маркетингового бюджета Puma подписала спонсорские соглашения с «Арсеналом», «Миланом», сборной Италии и «Манчестер Сити». Пришли Лукаку, Суарес (ушел от adidas), Ян Облак (перешел от Nike). При этом у компании уже были Гризманн, Агуэро и Ройс. Puma стала больше тратить, но и гораздо больше зарабатывать. Поэтому заход в футбол стал для них спасением.
В 2022-м Гульден ушел из Puma и стал боссом adidas. Но его дело живет. Puma очень хочет «Барсу».
Nike теряет интерес к мужскому футболу. И сокращает расходы на $2 млрд
Фото: Gettyimages.ru/Yasser Bakhsh, Alex Caparros, Phil Cole /Allsport, Claudio Villa, Alex Pantling, David Ramos; Daniel Vogl/Global Look Press; Facebook/P.D.Rogers.ES