Осенью сменил сборную и вышел на Евро-2024.
Прошлым летом «Рубин» снова полюбил Балканы: оборону укрепил Игор Вуячич, полузащиту оживили Лазар Ранджелович и Никола Чумич, атаку – Мирлинд Даку. Стихийная трансферная кампания прямо по ходу сезона помогла «Рубину» взлететь на седьмое место.
Главная звезда «Рубина» прямо сейчас – Даку. Он приехал в Казань лишь за полторы недели до старта сезона, но поразил уже в первом туре: оформил 1+1 против «Локомотива», отлично цеплялся за мяч спиной к воротам и быстро бежал, несмотря на внушительные габариты (рост – 192 сантиметра, вес – 81 килограмм). Даку вообще один из лучших форвардов РПЛ во всем, что не касается голов (их всего четыре).
Новый статус принес Мирлинду и первый вызов во взрослую сборную – правда, ей оказалось не родное Косово, а соседняя Албания. Теперь он наверняка поедет на Евро-2024.
В разговоре с Александром Дорским Даку объяснил внезапную смену сборной. Но стартуем с фантастического осеннего рывка «Рубина».
Называет Рахимова самым требовательным тренером в карьере, а «Ростов» – тяжелейшим соперником в РПЛ
– До «Рубина» ты никогда не играл за пределами Балкан, но в России адаптировался очень быстро. За счет чего?
– А должно было быть тяжело? «Рубин» – отличная команда, поэтому все прошло гладко. Но я знаю, что могу дать команде еще больше. Я приехал из чемпионата Словении – он слабее РПЛ, поэтому по ходу первых матчей привыкал к новому темпу и уровню борьбы.
В первой части сезона я забил четыре гола – кажется, это не очень много. Доволен тем, как помогаю «Рубину» в других компонентах, доволен результатом команды, но я же нападающий – нужно больше забивать.
– Почему голов пока не так много?
– Две причины. Во-первых, РПЛ – самая сильная лига в моей карьере. Я пришел сюда, потому что понимаю: после РПЛ будет проще попасть и заиграть в топ-5 лиг.
Во-вторых, я приехал близко к старту сезона, нужно было узнать партнеров по атаке: куда они открываются, как и куда отдают передачи. Под конец трансферного окна нам удалось подписать Ваду, Чумича и Ранджеловича – и снова нужно было адаптироваться.
К Рахимову так привыкать не пришлось благодаря моему агенту. Он привозил в РПЛ много игроков с Балкан, некоторые из них играли у Рахимова, поэтому еще до подписания контракта с «Рубином» я примерно понимал требования и стиль игры.
– Что конкретно говорил агент?
– «Если ты поработаешь с Рахимовым, дальше у тебя не будет проблем в любом клубе». Он так считает, потому что Рахимов выступал на хорошем уровне как игрок – значит, он лично знает, как добраться до этого уровня. Мне этот путь только предстоит пройти: «Рубин» – пока самый большой шаг в моей карьере, но я не хочу останавливаться.
– Каким Рахимов оказался в реальности?
– После разговора с агентом понимал, что Рахимов – жесткий тренер. Вероятно, это вообще самый требовательный тренер в моей карьере, но я понимаю, почему у него такой стиль: он хочет вытащить максимум из каждого игрока. Эта жесткость проявляется только на поле. Когда мы говорим один на один, Рахимов совсем другой, он не смешивает профессиональное и личное.
Мне все нравится. Мы же в футболе: тут каждый хочет доказать, что он лучше кого-то. В такой конкуренции трудно быть мягким.
– На старте сезона «Рубин» не побеждал четыре тура подряд. Не возникало мысли «Куда я приехал?»
– Нет, потому что я смотрел не только на результат. Как я уже сказал, «Рубин» достаточно изменился по сравнению с прошлым сезоном. Представь, новички не знают друг друга, игроки, которые были и в прошлом году, не знают нас. Очевидно, нам не хватало взаимопонимания, но большую часть матчей мы играли хорошо. Я ориентировался на качество игры, поэтому не возникало плохих мыслей.
Мы много пропускали на последних минутах. Думаю, как раз из-за большого количества новых игроков: каждому нужно было привыкнуть к темпу РПЛ, особенно во вторых таймах. Пока мы адаптировались, пропускали. Как только привыкли – перестали, все наладилось.
– Против кого тебе было тяжелее всего играть?
– Наверняка мой ответ удивит: против «Ростова». Все понимают, какие сильные футболисты собраны в «Зените» и «Краснодаре», но «Ростов» меня сильно впечатлил, с ними было очень трудно. Они постоянно оказывают давление, сами разыгрывают через вратаря – нужно всегда быть в движении.
Возможно, «Ростов» оказал на меня такое впечатление, потому что мы играли с ними в четвертом туре, когда я еще не до конца привык к РПЛ. Но я смотрел и другие их матчи: они очень хороши, особенно дома. Думаю, во второй части сезона «Ростов» может сильно подняться в таблице.
– В начале сезона ты играл в паре с Фамейе, после прихода Чумича и Вады «Рубин» перешел на 5-4-1. Как удобнее для тебя?
– Мне удобнее в схеме с одним нападающим – ее предпочитали почти все команды, в которых я играл до «Рубина». Когда команда играет в два нападающих, они вынуждены больше бегать, смещаться во фланги – из-за этого может не хватить сил на решающий удар. Для игры в два форварда нападающий должен быть умнее, чтобы не тратить силы в эпизодах, которые этого не требуют.
– В зимний перерыв ты занялся зубами – теперь у тебя белоснежная улыбка. Сделал для красоты?
– Нет. Профессионал должен думать о каждой части тела. В первую очередь – о зубах, потому что многие мышечные травмы идут от проблем с зубами. Поговорил с доктором: «Что нужно сделать, чтобы уменьшить риск мышечных травм?» Он посмотрел, что можно сделать с моими зубами, потом показал примеры топ-спортсменов, которые уделяли им большое внимание.
Мне подлечили проблемные места, все почистили. Конечно, за это я получил шутки от других игроков «Рубина», но никаких проблем. Буду делать все необходимое, чтобы стать лучше.
В 18 лет Даку бросил футбол: бесило, что не давали шанс. Нужно было зарабатывать – не мог себе позволить просить деньги у отца
– В 18 лет ты был близок к завершению карьеры. Почему?
– Я не был близок, я ее завершил на полгода. Я играл в чемпионате Косово. Хотя играл – неподходящее слово, мне просто не давали шанса: выпустили три-четыре раза. При этом постоянно говорили: «Скоро придет твое время, мы дадим тебе возможность». Когда тебе рассказывают об одном, а на деле происходит другое, разочаровываешься. Я психанул – и на полгода закончил с футболом.
– Почему так радикально?
– У меня не было ни одного предложения – никто не знал, на что я способен, потому что мне не давали шансов. А мне уже было 18, я не мог подойти к отцу и попросить деньги. Поэтому думал, что лучше нормально окончить школу и найти другую работу.
– Как вернулся в футбол?
– Мне написал друг: «Моей команде не нужен нападающий, не хочешь присоединиться к нам?» Я согласился – и неделю проходил просмотр. О нем знали только мои родители, отец сомневался, что мне нужно продолжать с футболом. Он верил в меня, но понимал, что я сильно переживал из-за того, что не играю – и боялся, что все усугубится. К счастью, все пошло по плану: я наконец-то заиграл в высшей лиге Косово, начал много забивать.
Сейчас я в «Рубине» – значит, сделал правильный выбор, вернувшись в футбол.
– Кем ты бы стал, если бы не футбол?
– Не знаю. Я просто хотел заработать, у меня не было четкой стратегии, был готов почти на все. В нашей семье четверо детей, есть дедушка и бабушка – мы не выжили бы только на зарплату отца. Я счастлив, что с футболом все получилось – и теперь я могу помогать семье.
– Когда все изменилось?
– Мой первый профессиональный контракт – «Лапи». С тех пор я все беру на себя, никто больше не думает, как мне помочь.
– Твой главный подарок для семьи?
– Главное для отца – то, что я никогда не был замешан в криминале. Если говорить о финансах, то в «Лапи» я сначала получал около 400 евро – и половину отдавал отцу.
Отец получал около 200 евро – и ему нужно было оплачивать электричество, воду, как-то радовать всех нас. Я никогда этого не забуду, как и то, что он никогда не ограничивал мое общение с друзьями. Он меня всегда поддерживал, поэтому теперь я буду всегда поддерживать его.
Даку играл за молодежку Косово, но осенью дебютировал за взрослую Албанию. Как так получилось?
– На молодежном уровне ты играл за сборную Косово, но в прошлом году дебютировал за основу Албании. Почему?
– Это не редкая история, до меня достаточное количество игроков прошли этот же путь. Мне ни разу не звонили из главной сборной Косово: ни когда я забивал за «Муру» в чемпионате Словении, ни сразу после перехода в «Рубин». Зато позвонили из Албании. Я же не слепой: видел таблицу квалификации Евро, понимал, что у Албании отличные шансы попасть в финальный турнир, поэтому и согласился.
– Понимаешь, почему тебе не звонили из сборной Косово?
– Нет, этого никто не знает. Люди, окружающие сборную, поддерживали меня, в том числе когда я объявил об игре за Албанию. Если мне официально ни разу даже не звонили из сборной Косово, значит, я ей был не нужен.
Ситуацию подожгли местные медиа, они будто разлили бензин. Почему Даку не вызывали в сборную Косово? Почему он выбрал Албанию? На второй вопрос я уже ответил, первый – не ко мне.
– Переход в сборную Албании – главное давление в твоей карьере?
– Да. С одной стороны, Албания – сильная сборная, и я должен доказать, что достоин вызова в нее. С другой, мне нужно прибавлять и для того, чтобы показать Косово, что они ошиблись.
– День выхода на Евро-2024 – самый счастливый в жизни?
– Во второй игре за Албанию я забил в ворота Польши. Это невероятные ощущения: 25 тысяч человек распевали мое имя. Я заплакал.
Тот день равнозначен моменту выхода на Евро. Их я не забуду никогда.
– Слезы после дебюта за Албанию и гола – ожидаемые эмоции?
– Это то, что невозможно сыграть. Когда происходит такое, вспоминаешь весь путь, который проделал до этой точки. До игры за Албанию я никогда не чувствовал этого внутри. Возможно, я забью еще 20 голов за Албанию, но вряд ли они сравнятся с первым.
– После гола в ворота Польши ты снял футболку – и весь мир увидел татуировку с изображением камня с албанской границы и подписью «Катана 138». Это прозвище командира Агима Рамадани, погибшего в войне между Косово и Сербией в 1999 году и возглавлявшего 138-ю бригаду Армии освобождения Косово.
– Это была моя вторая игра за сборную Албании, первый гол в дебютном домашнем матче. Я просто побежал праздновать, это был радостный момент – и не более.
Уже отвечал на подобные вопросы и не хочу снова возвращаться к этой теме. Эта история осталась в прошлом, не вижу смысла к ней возвращаться.
Сейчас я полностью сконцентрирован на моей команде и на второй части сезона РПЛ. Хочу побеждать со сборной и «Рубином» – настроен только на это.
– На Евро Албания попала в очень тяжелую группу: Испания, Италия, Хорватия. Это минус, потому что будет тяжело выйти в плей-офф, или плюс, потому что все будут внимательно следить за вашей группой?
– Понимаю, что про нашу группу многие думают: «Албания? Да она точно не выйдет». Но посмотри на наш состав: у нас очень много игроков из Серии А, которая входит в топ-3 лиг мира. Есть футболисты из АПЛ.
Я не говорю, что мы обязательно всех обыграем, все понимают силу Испании, Италии и Хорватии. Но у Албании тоже отличный состав, а главное – голодный. Поверь, я вижу, что происходит на тренировках сборной: это топ-уровень. Если у нас все будут здоровы, мы поборемся за выход из группы. Точно ничего не боимся.
Сколько Даку должен забить до конца сезона? И почему он не ушел из «Рубина» зимой?
– В начале разговора ты признавался, что недоволен количеством голов. Сколько нужно забить до конца сезона, чтобы ты был удовлетворен?
– Шесть. Но я буду гораздо счастливее, если забью, например, еще четыре, но «Рубин» поднимется выше седьмого места, на котором закончил первую часть сезона.
– Удовлетворит даже шестое место?
– Не могу точно сказать, все зависит от обстоятельств. Сила «Рубина» – мы не думаем, как будем играть через два месяца, что нам там нужно будет кого-то обыграть. Мы концентрируемся на устранении наших недостатков и подготовке к конкретной игре.
Если мы не повторим ошибки, которые были в начале сезона, все будет нормально.
– Рахимов говорил, что «Рубин» получал предложения по тебе, но нужно подождать еще полгода – до Евро. О чем ты думал во время трансферного окна?
– Да, я знал позицию Рахимова, потому что мы с ним обсуждали будущее. Как и с моим агентом. Все сошлись на том, что лучше остаться еще минимум на полгода в «Рубине».
Учитывая мою результативность в первой части сезона, меня радует наличие предложений от других клубов. Значит, они смотрят не только на голы. Но понятно: если я буду забивать больше, увеличится и количество предложений, это тоже дает мотивацию прибавить весной.
Мне очень доверяют в «Рубине»: в чемпионате я пропустил всего пару игр из-за болезни и перебора желтых карточек. Меня прекрасно приняли, и я хочу отблагодарить людей, достойно завершив сезон. Мы еще не достигли всего, чего можем. Я не тот, кто забывает все хорошее, что для него сделали.
Поэтому решил остаться в «Рубине» до лета, а дальше – посмотрим. Если все будет в порядке, почему бы и не попробовать себя в топовом чемпионате?
Телеграм-канал Дорского
Главные зимние изменения в РПЛ: у «Зенита» – проблемы с лимитом, у «Балтики» и «Сочи» – новые команды
«Восхищаюсь Индзаги, но где в «Рубине» Барелла и Лаутаро?» Интервью Рашида Рахимова
Фото: Instagram/mirlind19daku; rubin-kazan.ru; Piotr Kucza/Global Look Press