Признаюсь: мне очень хотелось, чтобы скандал с руководителем «Ред Булл» Кристианом Хорнером завершился в прошедший четверг, сразу после обнародования вердикта корпоративного расследования. Да, возможно в этом кейсе не хватало прозрачности, однако открытие любых деталей уже перетекало во вторжение в личную жизнь – заходить же на эту территорию стыдно и низко. Именно поэтому, похоже, англоязычная профильная пресса очень аккуратно подходила к вопросу освещения истории в межсезонье.
Однако спустя сутки после вердикта случилась «утечка» архива с предполагаемой перепиской шефа гоночной команды, а затем заистерил Йос Ферстаппен, папа лучшего гонщика мира:
«Есть напряжение, пока Хорнер остается на своем месте. Команда под угрозой распада. Так дальше продолжаться не может. Все взорвется. Он строит из себя жертву, хотя сам создал проблемы».
Ирония момента в том, что с морализаторской речью выступил человек, неоднократно попадавший в сводки полицейских хроник за избиения подруг и отца (ну и, конечно, сложно забыть, что Йос поколачивал собственного сына в воспитательных целях). Впрочем, нередко наиболее яростными поборниками святости становятся самые закоренелые грешники.
Мне до последнего не хотелось верить, что Ферстаппену-старшему выгоден этот шум, хотя на это указывали все кусочки мозаики: главные подробности дела и переписки всплыли в нидерландском издании De Telegraaf, а первым человеком, ознакомившимся с «архивом» (задолго до его «слива» в сеть), был журналист Эрик ван Харен, известный плотной информационной работой с трехкратным чемпионом мира и его отцом.
Отдельно отмечу, что уверенный тон в февральской статье ван Харена о виновности Хорнера выглядел в лучшем случае непрофессионализмом – независимо от правдивости скриншотов, ни в одном расследовании и уж тем более в суде они не могут быть признаны доказательствами чего-либо (хотя бы потому, что переписку в мессенджерах легко подделать в фейковых чатах). Но, возможно, в De Telegraaf и не планировали верифицировать данные, потому что это не входило в их планы? – Источник получал столь необходимый ему шум вокруг Хорнера, а медиаиздание – просмотры.
Английские Daily Mail и The Telegraph пишут, что в пятницу Ферстаппен-старший был в бешенстве, а затем демонстративно пообщался с боссом «Мерседеса» Тото Вольффом и намекнул на возможный уход Макса из «Ред Булл» – «если придется». И даже если Йос действительно не стоял за раскручиванием скандала – его последние действия словно говорят об обратном: в моменте, когда шефа «быков» публично поддерживали жена Джери, президент ФИА Мохаммед бен Сулайем и даже мажоритарный владелец концерна «Ред Булл» Чалерм Ювидья (этот непубличный человек специально прилетел в Бахрейн и обнимал Хорнера перед камерами), Ферстаппен-старший вместо попытки занять примирительную позицию доводил напряжение до максимума агрессивными комментариями и открытым шантажом ухода к конкурентам.
Говорят, в окружении Хорнера уверены: именно Йос стоит за этой кампанией по дискредитации руководителя команды.
Но зачем? И какая Ферстаппену от этого выгода? Ведь уход Хорнера вряд ли пойдет на пользу «Ред Булл» – Кристиан не только поздравляет гонщиков после финиша по радио. Именно он выстроил победный коллектив, сумел привлечь гениального Эдриана Ньюи и дал тому полную творческую свободу. Чтобы вы понимали, насколько Ньюи комфортно работается с Хорнером – просто небольшой факт: в «Уильямсе» инженер проработал 6 лет, в «Макларене» – 9, в «Ред Булл» – уже 18. Далеко не каждый босс дал бы Эдриану возможность тихо отойти от дел и заняться мечтой по созданию серийного автомобиля (почитайте эту интересную историю), а затем без проблем вернуться.
Почему же Йос так хочет, чтобы Хорнер ушел? Явных и открытых причин не видно, поэтому можно лишь предполагать. Не исключено, что проистекают они из событий 2022 года, когда после начальных гонок у Макса возникли серьезные трудности в работе с машиной и он не почувствовал полной поддержки команды.
В тот момент сработала гиперопека обеспокоенного отца – в дни Гран-при Монако Ферстаппен-старший обрушился на «Ред Булл» с жесткой критикой и написал колонку в De Telegraaf, в которой недвусмысленно дал понять, что коллектив должен больше работать ради успехов его сына, в том числе второй пилот – которого Хорнер постоянно поддерживает публично. Легко представить, что статьей история не ограничилась и импульсивный Йос добавил шефу команды что-то в приватном разговоре, а острый на язык Кристиан не менее жестко ответил. Могло бы хватить такой искры, чтобы стороны начали откровенно враждовать, особенно если помнить о склонности обоих не забывать обиды? В такой ситуации для Ферстаппена-старшего Хорнер может выглядеть последней преградой, мешающей окончательной трансформации «Ред Булл Рейсинг» в «Ферстаппен Рейсинг» – и тогда становится понятной неуемное желание выдавить соперника из коллектива.
В паддоке говорят о более прозаичных вещах – дело как всегда в деньгах: Йос считает, что Макс должен получать больше, но опцию по изменению контракта (который длится до 2028 года) можно активировать только в том случае, если коллектив покинет ключевая фигура вроде Хорнера. Лишь в подобном случае у Макса появится возможность перезаключить соглашение на более выгодных условиях.
Какой бы ни была истинная причина конфликта – очевидно, что крепко заморозить его уже не удастся и отношения между воюющими сторонами не наладятся: оба участника будут отравлять жизнь друг другу до той поры, пока один из них не покинет боксы «Ред Булл».
А вот другие тексты – уже о гонках
-
Вместо битвы за победу Леклер сдал напарнику и еле спасся от «Мерса» – из-за тормозов. У «Феррари» опять беда?
-
Скандал в «Ф-1»: гонщик подрезал напарника за нелепый приказной размен позиций! В ответ – мат и шпильки
-
Гонщиков разных эпох «Ф-1» объективно сравнит только матмодель. И наш блогер построил такую в поисках лучшего
-
Последний год Хэмилтона в «Мерседесе», кто остановит Ферстаппена и другие важнейшие темы нового сезона «Ф-1»
-
В «Формуле-1» уникальный старт с двумя субботними гонками. А когда-то сезоны начинались по будням и даже 1 января!
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson