Респект от испуганного Вадима Лукомского.
У датской сказки 1992 года была темная сторона. Минутное видео опишет точнее тысячи слов:
Важнейший тактический инструмент той команды – циничная, простая и гениальная стратегия затяжки времени через пас вратарю. Евро-92 – последний большой турнир до отмены правила, по которому вратарь мог брать в руки от своего.
Дания была лидером турнира по передачам голкиперу, а Петер Шмейхель хладнокровно эксплуатировал лазейку. Прессинговать такую команду почти невозможно, а смотреть – невыносимо.
Проговорим очевидные вещи:
1. Дания играла по правилам, которые были известны всем. Они приехали на турнир в статусе явного андердога и имели полное (в том числе моральное) право на любые хитрости.
2. Только на одном приеме турнир не выиграть. Чтобы тянуть время, нужно оказаться в ситуации, когда нужно тянуть. Одной циничности мало.
3. В то же время невозможно отрицать важность приема для рисунка датских матчей. Он изматывал соперников – и тактически, и психологически.
4. Зрителей, вероятно, изматывал тоже. Изучал эту команду постфактум – смотреть на такие матчи очень трудно. Скорее всего, современники удивлялись меньше, так как сам прием с пасом назад использовали все. Просто этот турнир и эта команда стали пиком. В общем, читать о сенсационном пути Дании правда намного приятнее, чем реально наблюдать эту команду.
Очень похожие вещи можно сказать о вчерашнем «Порту». Самая любопытная параллель – они попытались возродить легендарный прием вовлечения вратаря для затяжки времени в рамках текущих правил.
Вот самая частая ситуация встречи:
Центральные защитники Пепе и Отавио расходятся в максимально широкие позиции. Вратарь Диогу Кошта проводит с мячом максимальное количество времени перед пасом. При необходимости прямо провокационно показывает, что не избавится от мяча, пока не начнется давление.
Часто все это происходило в опорной зоне. По сути Кошта занимал позицию третьего центрального защитника, а центрдефы расходились, чтобы ему соответствовать.
Тройка Кошта, Пепе, Отавио – лидеры по количеству передач. Именно Кошта сделал больше всех – 74! Это аномальная пропорции для любой команды – даже помешанной на вовлечении вратаря в игру. Например, у «Арсенала» Давид Райя сделал 44 паса (при 101 и 83 у защитников). Это пропорция обычного вовлечения.
«Порту» на базовых настройках совсем не стремится всегда использовать голкипера: даже не всегда разыгрывали удары от ворот коротко, но все равно набили показатель через постоянные пасы назад под затяжку.
Это был именно ход с осмысленным использованием вратаря в качестве главного тактического приема, а не часть структуры розыгрышей, где пас на вратаря одна из опций. По намерениям это Дания-92 в чистейшем виде.
На 81-й минуте получилось совсем прямое копирование. Отавио сбросил мяч вратарю головой (можно брать в руки):
Кошта убил 15 секунд ожиданием – и только затем взял мяч в руки:
В этом не было необходимости, помимо убийства времени. Коште удобнее вводить мяч с ноги. Скоро он вернул его на землю и ввел любимым способом:
Более четко обозначить намерение использования тактики паса вратарю под затяжку времени просто невозможно. «Порту» поставил такое на поток, сделав центром игрового рисунка, а не ситуативным решением отдельных игроков.
Разумеется, без возможности брать в руки после любого паса реализовывать замысел труднее. Это стало возможным по ряду причин:
1. Уникальные качества Кошты. Техника, спокойствие и способность даже быстро организовать хороший пас (когда соперник уже почти сблизился). Без спокойного, техничного вратаря с пасом на любую дистанцию прием может легко стать серией привозов.
Если раньше лайфхак убийства времени строился вокруг лазейки в правилах, то теперь вся затяжка ложится на плечи голкипера, который не ошибется и выжмет из эпизода все до последней секунды. Без нужного вратаря прием не имеет смысла.
2. Задумка Консейсау с поднимающимися в этой стадии латералями (задача – уводить Сака и Троссарда) и расходящимися максимально широко центральными защитниками. Такое расположение готовило ситуацию 3-в-2 – вратарь и центрдефы «Порту» против Эдегора и Хавертца:
Это не просто плюс один игрок, но и расположение, в котором «Порту заставлял соперника начинать прессинг и покрывать максимальные расстояния перед пасом Кошты.
То есть при более традиционных (менее смелых) позициях вратаря и центральных защитников прием был бы менее эффективным.
3. Циничность исполнения – готовность каждого монотонно и без ошибок выполнять прием.
Каким может быть исход таких эпизодов? Задача минимум – съедается время и соперник тратит силы на прессинг. Максимум – Кошта находит вариант, который дает команде преимущества в развитии атаки.
С качествами Кошты, который пасует на любую дистанцию и, как выяснилось, может готовить пас максимально быстро даже под серьезным давлением, этот план имел смысл.
Олицетворением эффективности приема стало не только количество передач на вратаря, но и процент владения «Порту». Итог – 42%, но в основное время не опускался ниже 45%. Это значительно больше, чем ожидаешь в сценарии, где фаворит начинает встречу, отставая в один мяч. Ключевой вклад в этот показатель внес описанный лайфхак.
«Порту» получал тройную выгоду: сбивали ритм (часто следовал пас в аут или под фол – и очередная пауза), выматывали соперника, удерживали мяч у себя (оборона через владение). Это ломало игру «Арсеналу» и сокращало количество эпизодов, где «Порту» нужно обороняться в классическом понимании.
Пасы на вратаря – главный из ряда приемов, которые побудили меня назвать «Порту» королями убийства футбола. Именно так, а не королями антифутбола. Эта команда не про трусость, а про циничность. Не про нейтрализацию футбола соперника, а про высасывание футбола из матча.
В этом темном ремесле банды Консейсау есть некий шарм. Попытка адаптировать к современному футболу самую циничную (и эффективную) стратегию затяжки времени – темная инновация, которая заслуживает восхищения и осуждения в равной степени.
Искусство Эдегора – ключ к проходу убийц футбола. Главное о матче «Арсенала» с «Порту»
Фото: Gettyimages.ru/Shaun Botterill, Octavio Passos