Новый экологический самолёт сократит выбросы углекислого газа на 30%
Изменение климата, возможно, самая серьёзная угроза, с которой сегодня сталкивается весь мир. Согласно Шестому оценочному докладу Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата, к середине столетия средняя глобальная температура увеличится на 2°C. Чтобы ограничить глобальное повышение температуры и избежать наихудшего сценария, странам необходимо к тому времени достичь нулевых выбросов. В противном случае ситуация станет намного хуже.
Это означает переход к более чистым методам в области энергетики, транспорта и авиации. Авиационная отрасль разрабатывает технологии, чтобы значительно сократить выбросы углекислого газа от авиаперелётов и выполнить свои обязательства по борьбе с изменением климата. В поддержку этой цели NASA и Boeing объединили свои усилия для создания экспериментального самолёта X-66 — первого самолёта для помощи в достижении нулевых выбросов в авиации. На прошлой неделе NASA опубликовало обновлённую версию концепции.
Конфигурация идентична представленной NASA и Boeing на авиашоу AirVenture Oshkosh Ассоциации экспериментальной авиации (EAA) в прошлом году. В основе конструкции лежит концепция Truss-Braced Wing. Она включает в себя очень длинные тонкие крылья со стабилизирующими диагональными стойками, разработанными Boeing. Эта конфигурация базируется на серии исследований под названием «Дозвуковой ультра-зелёный самолёт» (SUGAR), которые ведутся с 2011 года и направлены на оценку преимуществ гибридных электрических технологий.
В сочетании с усовершенствованной силовой установкой, сложной архитектурой систем и использованием современных материалов такая конфигурация может снизить расход топлива и связанные с ним выбросы на 30% по сравнению с коммерческими самолётами. Разработка X-66 началась в начале 2019 года в рамках проекта «Демонстратор устойчивых полётов» (SFD), который входит в состав Национального партнёрства NASA (SFNP). В рамках этого проекта NASA Aeronautics сотрудничает с промышленностью, научными кругами и другими агентствами, чтобы достичь нулевого уровня выбросов в авиации к 2050 году.
Для создания X-66A Boeing совместно с NASA модифицировали узкофюзеляжный пассажирский самолёт McDonnell Douglas MD-90. Модификации включают укороченный фюзеляж и замену крыльев на более длинные и тонкие варианты. Двигатели также были перенесены из хвостовой части в подкрылья и заменены на газоэлектрические модели. Boeing доставил MD-90 на свой завод в Палмдейле (Калифорния) в августе 2023 года и с того времени снял двигатели и завершил работу над 3-метровым крылом, которое будет использовано для аэродинамических испытаний.
Конечная цель этого проекта – предоставить новое поколение экологичных узкофюзеляжных самолётов, которые используются наиболее часто в международных авиаперевозках.