Чернявский объясняет.
Абаскаль рано закончил с футболом и сразу пошел тренировать.
У него мощная теоретическая база и крутые тренировки, которые игрокам стоит конспектировать – потому что реально золото. Например, есть уникальные методики функциональной подготовки к сезону интенсивными тренировками через мяч и вообще без беготни.
А еще Гильермо в состоянии за пару месяцев перезапустить безнадежного середняка – вспомните, как преобразился «Спартак» летом 2022-го.
Абаскаль – действительно топовый специалист с широкими навыками, у него даже есть образование в сфере реабилитации. В «Спартаке» при нем все организовано четко и по-европейски, каждый сотрудник хорошо понимает свою роль. И стафф, и игроки изучают английский – 1-2 раза в неделю.
В общем, нет никаких сомнений в его футбольной компетенции. Проблемы Абаскаля – со всем нефутбольным.
Ниже будет долгая отсылка к Доменико Тедеско, потому что ничего лучше со «Спартаком» после чемпионства Карреры не случалось. Причем немец приехал в разруху имени Олега Кононова, навел порядок за пару недель международной паузы и выстроил систему, которая вернула «Спартак» в Лигу чемпионов.
Ни Федун, ни Зарема, ни болельщики, ни пропускающий завтраки Соболев – никто не мог сбить Тедеско. Потому что он знал, что делает и чего хочет. И внятно доносил видение до всех – и до игроков, и до болельщиков, и до журналистов.
Знаете, было даже удивительно, когда на пресс-конференции после первой игры с «Рубином» Тедеско подробно разжевал схему «Спартака» (все думали, что 4-3-3 с Тилом на острие, а там был ромб с Тилом десяткой).
Да, тренеры часто погружаются в детали, но Тедеско ответил как-то слишком понятно. Простым языком о сложном – будто пообщался с другом.
При Тедеско так было всегда – подробные объяснения решений. Это давало важное ощущение: у тренера все под контролем. И даже если он делал что-то неправильно, описывал логику. И болельщикам, и игрокам.
Например, на старте работы Тедеско предложил команде разыгрывать через трех центральных защитников и выманивать соперника из обороны, потому что против «Спартака» почти все играют глубоко. Попробовал, не пошло – объявил, что система не работает, будем выходить через фланг.
Никаких шараханий, все четко, системно и прозрачно. Точно так же он доносил и лично игрокам, если они чего-то не понимали. Уводил того же Джикию и объяснял принцип выхода из обороны.
Второй момент – готовность Тедеско к компромиссам. Как-то игрок после матча на выезде захотел остаться в городе на ночь, но такое тренер не одобрял. Тем не менее Доменико придумал выход и ответил ему: «Если ты подойдешь к Джикии, тот даст разрешение, а дальше его дадут уже остальные футболисты, я могу пойти навстречу».
Тренер в футбольной команде – это намного больше, чем человек, который проводит тренировки, придумывает тактику и дает теорию.
Это и папа, и мама, и друг, и психолог, и кто угодно для игроков и персонала. Даже любительские футбольные клубы строятся по такому же принципу. Капитан одной из моих команд рассказывал так: «С игроками надо всегда общаться. Если они звонят после игры и что-то предлагают по игре и тактике (даже полную чушь), то обязательно надо их слушать, обсуждать. Людям важно, когда их мнение учитывается».
К сожалению, к такому душевному коннекту Абаскаль либо не готов, либо просто отвергает его. Не сомневаюсь, таких тренеров много, а среди них есть успешные, но, по ощущениям, для России куда больше подходит тренер-нянька. Тот же Руй Витория тоже ни с кем не сближался и больше наблюдал – и команда его совсем не понимала.
Давайте разберем уже поднадоевший мем с Мозесом и Мединой в роли восьмерок.
Когда-то ведь придумали защиту в линию, пусть сначала это выглядело сумасшествием. Часто прогрессивные идеи кажутся бредом, но потом выясняется, что это наша зашоренность мешала их понять, а они очень даже работают.
Ну, кто знает, может, вингеры-восьмерки – взлом футбола, а Абаскаль – чертов гений и может заменить Клоппа.
Да, окей, никаких проблем, давайте пробовать, но можно хотя бы немного пояснений, кроме того, что у Медины пробег 12 километров?
Вот у этой девушки пробег 90 км за 8,5 часа по песку в пустыне, она еще в воду наступала и бревна перепрыгивала (актуально, кстати, для РПЛ). Может, ее тогда поставим в середину поля?
Не хочешь говорить публично, чтобы не подслушал Сергей Юран – хорошо. Но хотя бы объясни команде, в чем суть и в чем преимущества. Почему во время безумных экспериментов игроки оставались в том же неведении, что и болельщики? Я это знаю от пары источников, от третьего (и мне неизвестного) подтверждает Дмитрий Шнякин.
Откуда берутся эти шараханья? То ромб, то три центральных, то 4-3-3, то теперь 4-4-2?
Почему спасать «Спартак» с «Факелом» выходят Джикия и Литвинов, который не играл в 2024-м и толком даже не тренировался?
Насколько мне известно, Абаскаль, как и Тедеско, проводит частные беседы с игроками, но они строго футбольные и довольно академические, авторского подхода к каждому нет.
А еще тренер совсем не воспринимает некоторые российские особенности. Например, жонглирует испанскими пословицами на пресс-конференциях и уверен, что выглядит ярко и убедительно. Но их невозможно понять без погружения в культуру его страны – и из-за этого выглядит скорее неловко.
Короче, у Абаскаля куча классных и прогрессивных идей, но совсем нет способности их системно внедрять и адаптировать. Он как великий художник, создающий что-то уникальное, но не считающий, что должен что-то объяснять и разжевывать.
И, вероятно, уверен, что все всё должны понять сами. И игроки, и руководство, и болельщики, и журналисты.
Мы так и не поняли, но поняли другое: команду пока не может тренировать нейросеть, какой бы обученной и умной она ни была.
Для успеха требуется сложная химия между людьми – и ее Абаскалю критически не хватает.
Фото: Stupnikov Alexander/Global Look Press; РИА Новости/Владимир Астапкович, Александр Вильф