Соскучились по скандалам в «Формуле-1»?
Эскалируется еще один: вице-чемпион 2008 года Фелипе Масса полгода ждал анонсированного чемпионатом и ФИА «внутреннего расследования» серии по мотивам заявления бывшего босса Берни Экклстоуна о том, что скандальный Гран-при Сингапура того года нужно было отменить, а бразилец должен был тогда стать чемпионом.
Фелипе не посещал паддок, меньше общался с прессой, ждал, ждал… Но больше не выдержал – дело приняло официальный ход: бразильская юридическая фирма Vieira Rezende Advogados выпустила заявление, что 11 марта в Высокий суд Лондона был подан иск, поскольку переговорами и досудебными претензиями вопрос решить не удалось.
Подробности мы максимально широко объясняли здесь – и что за новые откровения Берни, и что за «Крэшгэйт», и почему Масса теоретически еще может вернуть титул
Первый титул Хэмилтона в «Ф-1» – спорный: правду о нарочной аварии специально задвинули. Теперь все всплыло, светит суд
Британский Autosport изучил поданные бумаги – и обнаружил много интересного: например, требования о пересмотре судьбы чемпионства в запросе нет, зато есть движение к выбиванию огромной компенсации!
Когда в прошлом году в прессу впервые попала информация о том, что Фелипе Масса рассматривает возможность подачи судебного иска в связи с тем, что случилось в 2008 году, претензии бразильца в значительной степени были сосредоточены на том, чтобы добиться пересмотра судьбы чемпионского титула.
Вот что в сентябре прошлого года говорил Бернарду Виана – адвокат фирмы Sao Paulo Vieira Rezende Advogados, которая представляет интересы Массы в этом деле: «Цель – вернуть домой трофей. Это не вопрос денег и финансов».
Однако в тот момент не было ясно, как можно добиться пересмотра результатов чемпионата, ведь устав ФИА вполне определенно гласит, что после того, как трофеи по итогам сезона были официально вручены призерам в рамках официальной церемонии награждения (Гала-мероприятие в декабре), оснований для отмены результатов сезона больше быть не может.
И в поданных судебных документах нет никаких упоминаний о возможных требованиях лишить Льюиса Хэмилтона его первого чемпионского титула и присуждения этого титула Фелипе Массе. Вместо этого в иске идет речь об ущербе, который Масса, по его словам, понес в результате действий ФИА и «Формулы-1».
В иске говорится, что Масса не только лишился бонуса в размере 2 млн евро, полагавшегося за победу в чемпионате, но и значительно потерял в размере заработной платы, которую мог бы получать в последующие годы выступлений – и как гонщик, и занимая другие должности, связанные с «Формулой-1» и автоспортом вообще. Упоминаются и потери потенциальных коммерческих и спонсорских выплат.
И хотя в судебных документах говорится, что точная окончательная сумма выплат должна быть определена путем «экспертной оценки», в них же указано, что по предварительной оценке данная сумма составляет 64 млн фунтов (приблизительно 82 млн долларов).
Помимо требований финансовой компенсации, Масса хочет получить от ФИА официальное заявление о том, что Федерация действовала в нарушении своего же регламента, не расследовав обстоятельства аварии на Гран-при Сингапура.
Также Масса также хочет получить признание, что без нарушения регламента Федерация либо отменила, либо скорректировала результаты Гран-при Сингапура, в результате чего Масса, технически, стал бы чемпионом 2008 года.
В правилах есть пункт, по которому ФИА действительно обязана была реагировать?
Действия Массы подкрепляются уверенностью бразильца и его юристов в том, что ФИА и руководство «Формулы-1» действительно действовали некорректно в процессе расследования и разбирательства в деле о сговоре «Рено» уже после того, как Гран-при Сингапура 2008 года состоялся.
Поскольку выяснилось, что тогдашний промоутер «Формулы-1» Берни Экколстоун и бывший президент ФИА Макс Мосли узнали о мотивах действий Нельсона Пике-младшего еще до финала того сезона на Гран-при Бразилии, они должны были сразу же отреагировать на ситуацию.
В судебных документах утверждается, что у ФИА имелось контрактное обязательство расследовать случаи возможных правонарушений. Основывается это обязательство на Уставе ФИА, согласно которому Федерация обязана отстаивать «интересы своих членов во всех вопросах международного значения, касающихся сфер автомобилей, туризма и автоспорта».
Кроме того, в Уставе говорится, что одной из целей ФИА является: «Содействие развитию автоспорта, введение, трактовка и обеспечение соблюдения общих правил, применимых к организации и проведению автоспортивных соревнований».
Масса также ссылается на Международный спортивный кодекс ФИА, в котором говорится, что сам кодекс был создан для того, чтобы руководящий орган мог использовать свои полномочия «честным и справедливым образом» и что он «никогда не будет применяться для того, чтобы помешать или затруднить проведению соревнования или участию в нем определенного спорстмена».
Также существует и знаменитый пункт 151c, требующий применения санкций в случае «любых действий, которые можно трактовать как мошенничество, или любого поступка, наносящего ущерб конкретным соревнованиям или интересам автоспорта в целом».
Кроме этого, есть еще и пункт 179b, который гласит, что в случае обнаружения «нового элемента», относящегося к конкретному событию, то стюарды обязаны вновь собраться для расследования дела.
По всем этим пунктам Масса утверждает, что если бы ФИА следовала правилам, то, узнав об умышленном характере аварии Нельсона Пике-младшего, обязана была созвать стюардов для проведения расследования.
Реакция гоночного мира: Масса делает что считает правильным, но все выглядит так, словно хочет денег
На этот счет уже высказался один из фигурантов дела, бывший промоутер и руководитель «Формулы-1» Берни Экклстоун, неожиданно поддержавший Массу:
«Если бы он спросил меня, я бы ответил, что это абсолютно правильно – обратиться в суд, и пусть английский судья решает, что правильно, а что нет.
Не могу ничего сказать об итогах и о том, что будет дальше. У меня нет никакого представления, и не думаю, что у кого-то есть. Тем не менее, с его точки зрения лучше, чтобы английский судья вынес вердикт. Для него это подспорье».
Массу поддержал и Роб Смедли, который на протяжении многих лет являлся гоночным инженером бразильца:
«Фелипе один из моих лучших друзей, и если он хочет продолжать это дело, я скажу так – каждый волен делать то, что хочет.
На мой взгляд, лично я всегда был тем человеком, который не любит оглядываться назад. Меня не волнует, что было вчера. Меня интересует, что будет сегодня, завтра, и как я могу на это повлиять.
Фелипе ясно дал понять, почему хочет это сделать. По его словам, он хочет добиться справедливости – и это его право. Если он этого хочет – я рад за него.
Мое мнение – да, было бы здорово, если бы мы выиграли чемпионат в 2008 году. Но мы этого не сделали, выиграл Льюис – именно он был тем парнем, на счету у которого по итогам сезона оказалось больше всего очков. И он заслужил эту победу, как бы все эти очки ни начислялись. В конце концов, это гонки».
А вот бывший сотрудник «Макларена», а ныне журналист Мэтт Бишоп разнес позицию Массы. По его мнению, бразилец не рассчитывает на то, что ему в итоге присудят титул чемпиона 2008 года вместо Хэмилтона, а просто хочет «немного бабла».
«Примечательная» – одно слово, которым можно описать ситуацию, пожалуй, другое – «смехотворная».
Я знаю Фелипе Массу. Он хороший пилот и приятный парень. Но, думаю – и это мои спекуляции, у меня нет четких сведений – кто-то с ним связался и сказал: «Мы можем кое-что для тебя сделать, ты заработаешь кучу денег». И, разумеется, они – вероятно, адвокаты – тоже хотят заработать.
Это случилось 16 лет назад, Льюис Хэмилтон выиграл свой первый титул. Выглядит нелепо. В «Формуле-1» есть традиция: результат можно оспорить в течение двух часов. Двух часов, не 16 лет. Прошло уже 16 лет.
Подозреваю, он и сам не думает, что сможет отменить результат и получить звание чемпиона, он просто хочет немного бабла.
Мне не кажется, что ФИА станет рассматривать ситуацию. Два ключевых свидетеля, которые возглавляли ФИА и контролировали гонки, в частности, тот Гран-при Сингапура в 2008-м, уже умерли – бывший президент ФИА Макс Мосли и бывший гоночный директор Чарли Уайтинг. Нельзя их вызвать и получить показания.
Слишком много времени прошло. Где провести черту? Некоторые говорят, что Грэм Хилл не по правилам выиграл «500 миль Индианаполиса» 1966 года, победа должна была достаться Джиму Кларку. Станут ли немецкие болельщики возвращаться к финалу чемпионата мира по футболу против Англии 1966 года? Если мы начнем ретроспективно пересматривать результаты, где все это закончится?»
В определенной степени точку зрения Бишопа поддержали несколько бывших пилотов «Формулы-1» – в том ключе, что удовлетворение иска Массы при пересмотре результатов может открыть настоящий «ящик Пандоры» и в суд начнут обращаться все, кто считает результаты каких-то гонок прошлых лет несправедливыми.
Например, вот развернутое мнение Хайнс-Харальда Френтцена, которое он высказал на примере своей борьбы с Жаком Вильневом в чемпионате 1997 года:
«Я считаю, что Жак использовал нелегальное топливо в 1997-м, я тоже ищу адвоката», – написал немец в ответ на реплики об иске Фелипе Массы, который считает себя легитимным обладателем титула-2008.
Позже Френтцен пояснил юмор:
«Для тех, кто не посчитал это смешным: я использовал то же топливо, что и Жак, и официально финишировал вторым в чемпионате «Ф-1».
В этот раз выскажусь серьезно. На мой взгляд, спорт, который мы любим, насколько хорош, насколько создан таким. Традиционные правила заключаются в том, что через два часа после финиша официальные результаты подтверждаются, и шансов на апелляцию не остается. Ради простоты.
«Ф-1» – это индустрия развлечений. По крайней мере, таким было описание моей работы на таможенном контроле».
А вот мнение бывшего президента ФИА и экс-руководителя «Феррари» Жана Тодта – француз высказался по делу Массы еще до того, как бразилец все же решил официально обратиться в суд:
«Это действительно особенное дело и особый случай. В этом деле был доказан обман и факт подтасовки результатов, о чем мы узнали только позже.
По правилам ФИА, результаты чемпионата всегда окончательно утверждаются 31 декабря, и по прошествии этой даты мы никогда уже не возвращаемся к пересмотрам.
В случае с Гран-при Сингапура все обстоятельства вскрылись только год спустя, а санкции, наложенные ФИА еще до моего прихода в Федерацию, были отменены по решению суда в Париже.
При этом, согласно заявлениям Берни Экклстоуна, мой предшественник Макс Мосли и бывший гоночный директор ФИА Чарли Уайтинг знали обо всем с самого начала.
Когда я был президентом ФИА, то не был об этом проинформирован. Если станет доподлинно известно, что в ФИА действительно знали обо всем до 31 декабря 2008 года, это действительно может все изменить.
К сожалению, Чарли и Макс уже ушли из жизни. И оглядываясь назад можно сказать, что мы (ФИА) должны были запросить отмену результатов гонки.
И сейчас совершенно новым фактом – если он действительно правдив и информация будет подтверждена, – может быть то, что ФИА, будучи официальным регулятором, который утверждал результаты чемпионата, к тому моменту уже знал о случившемся».
Но почему тогда Лондонский суд, а не Парижский или CAS? Масса и правда просто хочет денег, а не титул?
С ходу в глаза бросается сразу несколько странностей:
-
Если штаб-квартира ФИА находится в Париже и ее бывший президент Жан Тодт говорит о парижском суде, почему дело подано в Высокий Суд Лондона в Великобритании?
-
Почему речь идет о гражданском суде, а не традиционном для спортивных вопросов арбитраже CAS?
-
Раз в иске нет требования титула, Масса действительно хочет только денег?
Пока адвокаты Фелипе и сам вице-чемпион не комментировали эти вопросы, но есть несколько предположений.
Скорее всего, просто после долговременного изучения юридических перспектив команда сконцентрировалась прежде всего на том, что реальнее всего выиграть и предъявить хоть какие-то положительные результаты.
Место подачи можно объяснить несколькими способами: во-первых, расположением двух из трех ответчиков (штаб-квартира «Ф-1» находится в Лондоне, и Берни Эккстоун тоже резидент Британии и платит налоги в Королевстве). Также большая благосклонность прецедентного британского права: в Англии проще доказать правоту на основе предыдущих похожих случаев и вердиктов (которые могут сработать – Масса многократно ссылался на пересмотр результатов из-за допинговых дел, например). Континентальное право требует прежде всего более жесткого доказательства конкретного случая – и, главное, умысла: ведь здесь все упирается в желание «Ф-1» и ФИА скрыть развязку, и сейчас все доказательства – пара слов умерших людей или человека возрастом 93 года. Он легко может заявить что-то вроде «да я понятия не имел, что нес, у меня деменция» – в континентальном суде это может сработать, а вот в британском суде во время последнего налогового расследования против Берни ровно такой аргумент отвел подозрения в нарочном мошенничестве, но все равно привел к доплате колоссальной суммы скрытых налогов «по неосторожности» (800 млн долларов и 17 лет тюрьмы условно с испытательным сроком в 2 года!).
Следовательно, и вероятность победить в Лондоне выше – а в случае удачного исхода при участии в слушаниях ФИА, «Ф-1» и ее бывшего супремо с положительным решением можно идти уже и в другие суды, более профильные и обладающие юрисдикцией над спортивной частью, ФИА и пересмотрами итогов. Тогда можно попробовать требовать там либо следующего логичного шага истребования титула, либо просто перезапустить процесс с отсылкой на авторитетное решение достаточно известного суда. Позиция уже будет сильнее, чем если идти прямо сейчас.
К тому же, некоторые юрисдикции и суды взаимно признают решения друг друга, но это зависит от конкретных мест и следующего шага после исхода слушания в Высоком Суде Лондоне.
А концентрация на деньгах понятна: если бы Фелипе потребовал возвращения дела, иск бы просто не приняли из-за неподходящего места подачи. Место стребования компенсации же как раз направлено по адресу из-за расположения штаб-квартиры «Ф-1», а без указания и обоснования суммы суд опять же не стал бы даже рассматривать дело: по гражданскими процессам без ущерба такого в принципе не происходит и не может происходить.
Потому со стороны может казаться, будто Масса и его юристы просто хотят немного заработать на внезапных откровениях Берни Экллстоуна и урвать хоть что-то, но в реальности это может оказаться только первый шаг в сложнейшей конструкции. Тяжбы в любом случае займут много лет и обойдутся лично Фелипе в те же личные миллионы – ведь гарантий победы ему никто дать не может.
Будете следить дальше?
Читайте еще несколько больших гоночных скандальных в «Формуле-1»:
-
Внутренняя война против босса «Ред Булл» = конец их доминирования в «Ф-1». Без единства не выйдет побеждать
-
Мегаконфликт в «Ред Булл» в острой фазе: отец Ферстаппена выдавливает бессменного шефа команды
-
Заводская команда «Ф-1» крошится со старта: болид – неуправляемый с кошмарным перевесом, уже увольнения
-
Правда об угрозе Сенны уйти из «Ф-1» и контракте на $1 млн за гонку: шантаж спонсоров ради благотворительности!
-
Авторы «Кто хочет стать миллионером?» в Англии запороли простой вопрос об «Ф-1». Игрока спас ведущий – Джереми Кларксон!
-
«Ред Булл» строит техкомпанию на доминировании в «Ф-1»: третья спонсорская сделка на $100+ млн и план отделиться
-
Зарплаты гонщиков «Формулы-1» в 2024-м: $268 миллионов на всех
-
Уход Хэмилтона взорвет «Мерседес» как бренд в «Ф-1». Льюиса можно заменить на трассе, но не в бизнес-модели
-
Скандал в «Ф-1»: гонщик подрезал напарника за нелепый приказной размен позиций! В ответ – мат и шпильки
Фото: Gettyimages/Mark Thompson / Staff, Peter Macdiarmid / Staff, Bryn Lennon / Staff, Dan Mullan / Staff, Peter Fox / Freier Fotograf, Michael Cooper / Staff; IMAGO/Peter Hartenfelser, Rocco Spaziani/Spaziani/Global Look Press ; en.wikipedia.org