Первые лицензии в истории видеоигр.
Этот пост – дань памяти серии, которая взрастила несколько поколений не только геймеров, но и тех, кто благодаря симулятору полюбил баскетбол. Речь о всеми любимой эпопее под названием «NBA Live», которая проиграла конкуренцию NBA 2K и, корчась от боли и обиды, покинула сцену. Даже как-то символично, что на обложке последней версии игры красовался Джоэл Эмбиид:
Но NBA Live оказала колоссальное влияние на процесс развития спортивных симуляторов в целом. EA Sports, спецотдел компании Electronic Arts, долгие годы определял тренды компьютерных технологий и раздавал стиль. Вспомнить хотя бы историю бессмертного платинового саундтрека к NBA Live 2003:
Благодаря саундтреку «NBA Live 2003» вспоминают 20 лет спустя. Платиновый статус обеспечили революционный маркетинг и лейбл Jay-Z
Всего этого не было бы, если бы не крякающий, инертный, выглядящий нелепо по нынешним меркам реликт под названием «One-on-One: Dr. J vs Larry Bird» – первый спортивный симулятор, в котором появились лицензированные образы профессиональных спортсменов.
Сегодня Electronic Arts стоит 36 миллиардов. Все началось, как водится, с провала
Фанатизм – обязательная составляющая любого, даже самого незначительного начинания. Но большинство из них терпят крах, для понимания этого не нужно учиться в Гарварде. Хотя Трип Хокинс – учился. Основатель Electronic Arts, еще будучи студентом, фанател от спорта, стратегий и тактик, окружавшего его. Пока однокурсники хлестали пиво, Трип просиживал вечера в компании других спортивных гиков, играя в «Strat-O-Matic». Увлекательность этой настолки, основанной на обновляемых карточках с официальной статистикой действующих бейсболистов, можете оценить сами:
Мне напоминает заполнение налоговой декларации, а вот Хокинс является платным клиентом «Strat-O-Matic» уже более 50 лет. Игра сподвигла его на первую серьезную попытку выйти за рамки хобби. В середине 1970-х Трип занял у отца 5 тысяч и создал «AccuStat Football». Немалая по тем временам сумма ушла на печать нескольких сотен копий настольной игры, которая приглянулась самым закоренелым фанатам спортивной статистики, но не смогла покорить более широкую аудиторию. Игре не хватало какой-то визуальной составляющей, изюминки, которая бы сделала продукт уникальным.
«Это была компьютерная игра без компьютера, и моим друзьям это не показалось таким уж забавным. Они предпочитали смотреть телевизор, – вспоминает свой первый эксперимент Хокинс. – Когда я впервые услышал о компьютерах, я подумал, если я смогу совместить симуляцию игрового процесса с красивой телекартинкой, то это способно заинтересовать многих».
Пусть первое деловое предприятие Хокинса и провалилось, но позволило выработать новый план, как превратить свою любимую игру в нечто большее.
В 1975 году в Лос-Анджелесе открылся первый розничный магазин микропроцессоров, и Трип немедленно начал обдумывать концепцию компании по производству видеоигр. Окончив Гарвард в 1976 году и позже получив степень магистра в Стэнфорде, Хокинс провел несколько лет в скромном стартапе под названием Apple. Трип вполне мог стать одним из ключевых руководителей будущего гегемона, он дослужился до поста директора развития стратегии и маркетинга, но предпочел не жертвовать мечтой и пустился в свободное плавание.
Electronic Arts была официально основана 28 мая 1982 года с одной и только одной целью – навсегда изменить подход к восприятию спортивных симуляторов.
«Было тяжело наблюдать за тем, как AccuStat Football, в который я вложил все силы, провалился, но я понял две вещи. Мне понравилось быть предпринимателем, и я осознал, что мне предстояло еще многому научиться в делах управлении бизнесом. Я не программист, но я работал с некоторыми из лучших разработчиков программного обеспечения в мире, которых не воспринимали как творцов. И я решил взглянуть на них с другой стороны, как на художников, на богемных див, которыми они были, и стал относиться к индустрии видеоигр как к новому Голливуду».
Ну а куда же в Голливуде без звезд.
«One-on-One: Dr. J vs Larry Bird» помог кризис индустрии, а сам баскетбольным формат появился в последний момент
Уже много лет NBA2K – приоритетный симулятор у любителей баскетбола, но EA Sports не бедствует из-за проигранной конкуренции за НБА. Каждый год компания исправно скармливает очередные выпуски фанатам франшиз NFL Madden, FIFA/FC, NHL, UFC, F1, PGA Tour…
Всему этому изобилию со сверхреалистичной графикой и россыпью звезд спорта, предшествовало вот это величие:
Выход в 1983 году игры «One-on-One: Dr. J vs Larry Bird» впервые привел профессиональных спортсменов в видеоигры. До нее изображений и имен звезд спорта в играх не было. Наблюдались примеры вроде MLB Baseball для игровой консоли Intellivision, логотип лиги наносился на коробку, но никогда не присутствовал непосредственно в игре, не говоря уже об именах самих бейсболистов.
«Dr. J vs Bird» стала для нас колоссальным прорывом. Она полностью окупила все финансовые вложения, но самая большая отдача заключалась в том, как она повлияла на дальнейшее формирование компании. Успех игры придал всем нам уверенности в дальнейшем развитии симуляторов, – признает Хокинс. – Все лучшие игры объединяет одна черта – механика, от которой пользователи не устают. Игровой стиль «One-on-One» отличает элегантность, которая прошла испытание временем».
Так считает не только он.
«Я уверен, что сейчас игра выглядит древней – сегодняшние игры практически имитация реальной жизни – но я горжусь тем, что мне довелось стать частью успеха на начальных стадиях развития этой индустрии. Осознавать, что мы с Джулиусом были первыми парнями, когда-либо участвовавшими в чем-то подобном, довольно круто», – рассказывал Лэрри Берд.
Еще круче осознавать подобное, вспоминая, что тебя изначально могло и не быть в проекте. Впрочем, как и самого проекта.
При всем профессионализме и самоотдаче Хокинса и компании, «One-on-One» очень повезло со временем. Игра вышла в 1983 году, когда крах видеоигр опустошил рынок домашних консолей. Некоторые винили в этом провал дорогостоящей игры «E.T. the Extra Terrestrial» по мотивам фильма Стивена Спилберга, тысячи копий которой были позорно захоронены на свалке в Нью-Мексико. В действительности «E.T.» была далеко не единственной причиной, но ее флагманским примером. Кризис индустрии наступил из-за переизбытка некачественных и устаревающих консолей и игр, наводнивших рынок.
«Я считал [самую популярную видеоприставку] Atari 2600 примитивной игрушкой, электронной версией скакалки, которая через несколько лет выйдет из общего обихода. В этой системе было всего 128 байт памяти – с такими данными невозможно было сделать что-то стоящее. Меня интересовала симуляция реальных событий, поэтому мы отказались от Atari 2600 и сразу ориентировались на домашние компьютеры. Да, в то время они стоили около тысячи долларов, но были намного мощнее и позволяли нам заниматься разработкой реального программного обеспечения», – Хокинс сделал выбор в пользу качества.
И не прогадал. Пока EA разрабатывали и запускали симулятор, развитие других игровых платформ не стояло на месте. Первоначально выпущенная для компьютера Apple II, «One-on-One» чуть позже стала доступна на ColecoVision, Atari 800, Tandy TRS-80 и, что особенно важно, в виде дискет для системы Commodore 64, самого популярного компьютера в истории.
Размышляя о том, как создать игру c максимальным фокусом на реальных спортсменах, Хокинс вспомнил баскетбольный турнир один на один, спонсируемый средством по уходу за волосами Vitalis, победитель которого получал 15 тысяч долларов.
Формат один на один подходил идеально, поскольку был простым, но при этом представлял реальность, а не купированную версию матчей профессиональных лиг.
Как только Хокинс определился с концепцией, следующей целью стало заполучить любимого игрока – Джулиуса Ирвинга.
Цена вопроса – 25 тысяч. И часть акций EA
Хокинс был непоколебим в отношении кандидатуры Ирвинга, но кто должен стать его соперником в игре?
На самом деле, такой вопрос даже не стоял.
«Это фантастический стритбольный симулятор не только по своим техническим параметрам, но и благодаря узнаваемости. Даже если вы не увлекались баскетболом, вы не могли не знать Джулиуса Ирвинга и Лэрри Берда. Я вырос в Массачусетсе, и в начале 1980-х казалось, что «Селтикс» и «Сиксерс» встречались в финале Восточной конференции каждый год. EA просто использовали культурную составляющую этого соперничества, чтобы создать бестселлер», – восторгается Джереми Соусер из Музея истории электронных игр.
Культурный код считывался мгновенно, даже на уровне способностей двух оппонентов. Доктор Джей парил в небесах и поражал атлетизмом. Берд великолепно атаковал с дистанции и действовал в более классической манере.
«В детстве я играл в пинбол, не увлекался видеоиграми, но помню, когда мои агенты объяснили, в чем заключается концепция, я подумал, что это отличная идея, – говорит Берд. – Мне особенно запомнилась обложка. Я только что закончил тренироваться на детской площадке в Нью-Йорке… не могу вспомнить, снимали ли мы это в Нью-Йорке. Вроде бы. Получилось отлично».
В действительности фотосессия проходила в Спрингфилде – звезд поймали на мероприятии в Зале славы баскетбола. У EA не было лицензии на использование дизайна маек клубов НБА, но это было скорее на руку, ведь концепт строился вокруг уличного баскетбола.
Фото, без преувеличения, трейдмарк игры. В то время дискеты продавались в стандартных пластиковых конвертах, без стилистической подводки. Хокинс попал в самую цель, выпустив картонную упаковку нестандартного, увеличенного размера с фотовкладышем.
25 тысяч, которые оба игрока получили за участие в проекте, по сегодняшним меркам – крохи, но не все так просто. Бонусом каждый получил 2,5% прибыли (роялти) с продаж. А Ирвинг так и вовсе урвал часть акций ЕА на правах любимого игрока, якобы в качестве оплаты на должности главного баскетбольного консультанта.
Не стоит забывать и об имиджевом моменте – это было нечто новое, а игроки постепенно понимали, что влияние спорта не ограничено баскетбольной площадкой. Это было подобно тому, как если бы сейчас Кевин Дюрэнт инвестировал в старт-ап в Силиконовой долине.
ЕА не упустил ни одной детали. В игре можно толкаться и грубо фолить, есть правило 24 секунд на бросок, мгновенные повторы удачных действий (дебют в видеоиграх!), прыжки на 360 градусов, степбэки, добавления сверху, не говоря уже о возможности крушить щит. За внешний вид тоже краснеть не пришлось: винтажные наколенники, оригинальные номера игроков на футболках.
Основательность, узнаваемость, стиль, новаторство – за все это народ был готов выкладывать солидные 40 долларов. Оригинальная версия разошлась тиражом более миллиона экземпляров, а количество продаж за время ее существования достигло нескольких миллионов. Само собой, после подобного результата должно было выйти продолжение. Только пришлось обходиться без любимого игрока Хокинса, уже завершившего карьеру.
Преемник легендарного Ирвинга в мире компьютерного баскетбола? Весьма достойный:
В 1989-м на смену серии «One-on-One» придет «NBA Playoffs», впервые лицензированная самой НБА. В середине 90-х эта серия переродится в знакомую всем линейку NBA Live. К тому моменту EA Sports будет уже отдельным подразделением Electronic Arts, а Трип Хокинс покинет компанию, чтобы основать 3DO – разработчика неудачных консолей, но также культовых игровых серий вроде «Army Men» и «Might & Magic». За исключением нескольких незаметных игр про бейсбол, к спортивным симуляторам Хоукинс больше не возвращался.
Но наследие Трипа и «Dr. J vs Bird» останется в культуре спортивных видеоигр навсегда.
Фото: EA Sports; commons.wikimedia.org; East News/AP Photo/Rusty Kennedy