От редакции: румынские футбольные истории вокруг Николаэ Чаушеску не надоедают никогда, там так много деталей и поворотов! Вот сюжет от блога «Бородатый», и это точно достойно ваших подписок, плюсов, а также любых других почестей.
Примерно за два с половиной часа от румынской столицы вы доберетесь до Скорничешти. Здесь 26 января 1918 года в бедной крестьянской семье родился будущий румынский диктатор Николае Чаушеску, правивший страной в 1965-1989 годах.
Благодаря семье Чаушеску маленькая деревушка в жудеце (то есть области) Олт была полностью разрушена и отстроена с нуля как важный сельскохозяйственный и промышленный центр, а 100 км трассы А1, ведущих к городу, были единственным шоссе в Румынии. Для руководителя страны это была не обычная дорога, это был его путь домой.
При Чаушеску условия жизни в Скорничешти были лучше, чем во многих крупных городах. Даже в период тяжелого кризиса, когда продовольствие было в большом дефиците, в магазинах города никогда не заканчивались припасы. Все базовые человеческие потребности удовлетворялись и люди требовали зрелищ.
Вот тут-то и появляется футбол. В 1970-х власть решает взяться за развитие местной команды из любительской лиги. Ближе к концу режима Чаушеску для «Олт Скорничешти» был построен самый современный стадион в Румынии «Вииторул», вместительностью 13 500 мест, что превышает (!) население города.
Если посмотреть на карту, Скорничешти выглядит достаточно забавно. Занимая площадь в 170 км², город по форме напоминает тонкую охотничью колбаску. В географическом центре внимание сразу привлекает тот самый стадион «Вииторул». На момент постройки арена включала в себя первую в Румынии трибуну с креслами, мини-отель, вип-ложи, лаундж, бассейн и современные раздевалки.
За прошедшие 36 лет трибуна все еще сохранились, но гостиничные номера теперь используются социальными службами под жилье, а во многих помещениях за трибунами разместились производственные цеха, работающие на английские или французские бренды. В целом, «Вииторул» находится практически в аварийном состоянии.
Здесь до сих пор играет и футбольная команда «Олт» – вновь любительский клуб четвертого уровня. Сейчас 13-тысячный стадион в период мелких местных дерби посещает не более 200 зрителей.
Чаушеску болел за «Стяуа» и рассматривал бухарестский клуб как потенциального претендента на Кубок европейских чемпионов. «Стяуа» действительно выиграла КЕЧ в 1986 году, дошла до полуфинала в 1988-м и стала финалистом в 1989-м. На создании же локальной команды настоял шурин диктатора Василе Барбулеску. Увидев в этом отличную возможность популяризировать не только футбол, но и прославить малую родину Чаушеску дал добро, оставив шурину всю полноту власти. При этом предупредил, что стоит «быть осторожнее с тем, что он делает» в Скорничешти.
Чтиво: Как Джиджи Бекали «Стяуа» разрушал
Первый матч «Олт» провел в 1973 году. Команда играла на поле, где местные жители обычно кормили своих животных. В перерывах между таймами к воротам привязывали коров и лошадей. «Олт Скорничешти» барахтался в четвертом дивизионе, не хватая звезд с небес, пять лет, пока в 1978 году Барбулеску не назначил 32-летнего Думитру Драгомира в качестве президента клуба. Драгомир ранее работал в «Химии» из Рымнику-Вылча, где показал хорошие результаты.
Пост председателя клуба Драгомир принял незадолго до окончания сезона, когда «Олт» боролся за повышение во второй дивизион. Чтобы опередить своих соперников, футболистам из Скорничешти необходимо было выиграть последний матч сезона с огромной разницей мячей. В одном из интервью Драгомир смеялся, вспоминая, как им это удалось.
«Скорничешти» должны были играть с «Алюминиу Слатина» — командой, которая снялась с соревнований и поэтому получала техническое поражение 0:3 в каждом матче. Однако, нам необходим был результат. Поэтому мы должны были что-то придумать. Тогда мы решили привести нескольких мальчиков из деревни и одеть их в футболки «Алюминиу». Затем нам нужно было убедить команду из Слатины отдать свои игровые удостоверения. К нам пришли мальчики с конюшен, мальчики, которые раньше доили коров, и они сыграли как полноправные футболисты из Слатины».
Соперник «Олт» по промоушену играл в то же время, поэтому была организована полицейская поддержка: офицеров разместили в пунктах связи примерно в 30 км друг от друга, чтобы они могли переговариваться по радио. Полицейские должны были убедиться, что счет будет в пользу «Скорничешти». В перерыве один из офицеров неправильно понял сообщение. Вместо 2:0 он подумал, что конкуренты выигрывают 9:0. Началась паника, в следствие которой «Скорничешти» в ворота фальшивого «Алюминиу» наколотил 18 мячей. Лишь после финального свистка футболисты узнали, что соперники по повышению в классе одержали скромную победу – 2:1.
Драгомиру в следующем сезоне поставили задачу добиться повышения в первый дивизион. Ему пригрозили отстранением от занятий футбольной деятельностью, если тот потерпит неудачу. Впрочем, для Драгомира все закончилось успехом. Пускай и не без трудностей, но «Олт» обошел бухаресткий «Металул» на два балла в итоговой турнирной таблице.
Сам назначенный президент «Олт Скорничешти» встречался с Николае Чаушеску только один раз. Об этой встрече он вспоминал:
«Чаушеску посетил местную фабрику, затем отправился домой к нашему председателю. Меня тоже попросили пойти. Ранее мой трехлетний сын отказался подарить жене Чаушеску цветы, потому что хотел подарить их самому Чаушеску. Когда мне позвонили и сказали, что я должен пойти и повидаться с ним, я испугался — думал, что его жену это обидело.
Но при встрече Чаушеску лишь неожиданно попросил меня рассказать анекдот. О себе самом. В этот момент лица присутствующих в зале помрачнели. Я не хотел этого делать, но он настаивал. Так, я рассказал историю о том, как Николае Чаушеску, Леонид Брежнев и Ричард Никсон застряли на корабле. Во время еды они спорили, кто был смелее: русские, американцы или румыны.
Чтобы доказать свою правоту, Брежнев приказал одному из своих парней, Алеше, прыгнуть за борт, вооружившись только мечом, и прикончить двух акул. Алеша прыгнул в воду и вытащил двух акул, хотя это стоило ему руки. Никсон попросил своего парня, Джона, добыть трех акул при помощи ножа. Джон потерял руку и ногу, но получил своих трех акул. Теперь настала очередь Чаушеску. Николае разбудил своего парня: «Давай, Була, у меня есть эти два лезвия для бритья, принеси мне, пожалуйста, пять акул». Була опустил палец в воду и сделал паузу. Затем сказал: «Не могу, босс, вода слишком холодная».
После этого вся команда корабля начала кричать и аплодировать мужеству Була, так что было решено, что румыны все-таки самые храбрые». Все взгляды в зале были прикованы к Чаушеску. Все ждали его реакции, но молчание нарушила его жена Елена. Она крикнула: «Вам должно быть стыдно за себя!» Однако сам Чаушеску сказал: «Молодец, молодой человек! Никто не тронет этого парня, хорошо?» После этого все начали хлопать и вернулись к веселью».
После повышения в 1979 году «Олт» оставался в высшей лиге Румынии в течение 10 лет. Лучший результат – четвертое место в сезоне-1981/82. За время в элите среди игроков «Олта» засветились и бывший полузащитник «Челси» Дэн Петреску (1986-87), и экс-форвард «Вест Хэма» и «Тоттенхэма» Илие Думитреску (1987-88), и рекордсмен сборной Румынии по количеству матчей Доринел Мунтяну (1988-89). Несмотря на скромный успех, предложение защищать цвета «Скорничешти» было заманчивым для каждого.
В 1980-х Румыния испытывала острую нехватку продуктов и основных услуг, не исключая крупных городов. Электричество, горячая вода и отопление распределялись по нормам. Жизнь была тяжелой, даже если у тебя были деньги. В очень немногих магазинах их было не на что потратить. Но в Скорничешти картина была иной.
Бывший вратарь «Олта» Ион Ангель вспоминает о жизни в городе вместе с Думитру Драгомиром:
«Вы могли найти все, что хотели. Там было мясо, молоко, яйца, кофе, шоколад, пепси… все, что угодно. Люди приезжали за покупками даже из Бухареста. Один из знакомых журналистов купил все необходимое для своей семьи. После игры он уехал в Бухарест, а мы на полчаса позже. По дороге увидели большую пробку. Люди выбегали из своих машин, дрались за замороженных цыплят, разбросанных по дороге. Мы не могли понять, что произошло, пока не увидели автомобиль в кювете. Это был тот самый журналист, а все его покупки просто рассыпались. К счастью, он сам не пострадал. Прибывшие на место происшествия полицейские хотели знать, откуда взялось все мясо. Мы просто сказали: «Скорничешти» и больше вопросов не возникло. Они пошли к машине, чтобы проверить, не осталось ли чего-нибудь и для них».
В 1985 году в Скорничешти началась работа над новым стадионом. Местные жители говорят, что арена должна была «простоять 400 лет». Но сам Чаушеску, со слов строителей, не догадывался о масштабной стройке. Узнал он об этом только тогда, когда строительство было почти закончено.
Шурин скрывал происходящее и очень боялся реакции диктатора. Однажды строителей попросили накрыть все картонными коробками, чтобы румынский правитель, пролетая на вертолете над городом вместе с болгарской делегацией, не увидел эту «самодеятельность».
«Олт» так и не провел ни одного полного сезона на новом стадионе. Из-за кровавой революции в декабре 1989 года и последовавших за ней событий. Команда была снята с соревнований в середине сезона-1989/90. Официальной причиной было то, что власти не смогли гарантировать безопасность игроков и персонала. Казнь Чаушеску предрекала гибель клуба из-за связей с его семьей.
Думитру Драгомир покинул пост председателя. Вскоре, после падения режима он занял пост президента Румынской профессиональной футбольной лиги на 18 лет, еще 8 лет был депутатом, а в 2016-м вообще сел за решетку за уклонение от уплаты налогов, растрату и отмывание денег. Однако в ноябре 2018 года Апелляционный суд Бухареста снял с него все обвинения.
Мариус Стен был среди тех, кто успел поиграть на новой арене до роспуска команды. Сейчас он технический директор восстановленного в 2008 году клуба.
«У нас здесь была хорошая команда, очень хорошая команда. Мы выиграли много важных матчей здесь только благодаря атмосфере на трибунах и качеству поля. Мы не имели никакого отношения к политике. Я имею в виду нас, игроков. Мы пытались играть в футбол для себя и своих семей».
Стен сыграл и в последнем в истории матче «Олта» в высшей лиге. Та встреча против «Стяуа» завершилась победой «армейцев» благодаря голу Георге Хаджи. Напряжение между принципиальными соперниками было настолько велико, что судья решил закончить матч до истечения 90 минут, вслед за чем последовала массовая драка.
Реальность такова, что «Скорничешти» – это что-то вроде команды-призрака, отражение своего города, который охраняют серые многоэтажки, старый стадион и дом, где родился Чаушеску. Молодежь уезжает в поисках лучшей жизни. Здесь вы не увидите дорогих современных автомобилей, здесь только 60-летние Dacia 1300 – символ румынского коммунистического режима. Мир, давший жизнь этому городу, умер, а вместе с ним остановилось и время.
«Я живу в Скорничешти и горжусь высотами, которых достигла эта команда. Я работаю здесь из-за большой любви к этому месту. Я вырос здесь, мой отец был клубным врачом. Я помню, что чувствовал к команде, и ничто не может отнять у меня это. Теперь у нас появились новые надежды. Мы пытаемся модернизировать стадион. Мы подпишем игроков получше и в следующем сезоне будем бороться за повышение. Мне нечего стыдиться. Я просто счастлив, что смог увидеть большие игры, больших игроков», – говорит председатель правления «Олт Скорничешти» Роберт Гогоц.
Источники: BBC Sport | Beyond The Last Man | Adevarul.ro | Playtech | Arena OLTeana | Flickr/Emiel Elgersma | Sofascore | Olt.Fotbal De La A La Z
Фото: Gettyimages.ru/Keystone; flickr.com/Emiel Elgersma; GSP.ro; playtech.ro; commons.wikimedia.org/MSClaudiu