Это фиаско, боярин.
«Смута» была обречена задолго до релиза. Все из-за пиарщиков, которым стоило уважительнее общаться с аудиторией и открещиваться от сравнений с «Ведьмаком». Вместо этого пиарщики смеялись над сражениями в игре CD Projekt RED, банили геймеров за вопросы о геймплее и опрометчиво ругались с блогерами – так и настроили против себя половину интернета.
Я же отношусь к российскому геймдеву с необъяснимым трепетом, поэтому до последнего верил в «Смуту». Как оказалось, зря!
📌Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!
Игра отлично выглядит, но только на топовых компьютерах
Единственное безоговорочное достоинство «Смуты» – визуал. Игра использует все навороты движка Unreal Engine 5: модные отражения, динамическое освещение, качественные текстуры. Временами хочется застыть на месте и рассматривать заснеженное поместье…
…нижегородскую ярмарку,
…солнечный лес,
…грязь в лагере ополченцев,
…обычную полянку с цветами.
Локации разнообразны, полны деталей и отлично погружают в атмосферу XVII века. Все это делает «Смуту» самой красивой российской игрой прямо сейчас.
Увы, комплименты актуальны исключительно для эпических настроек графики. Если слегка снизите качество текстур, отражений и освещения, картинка станет мыльной и неказистой. Проблема в том, что с эпическими настройками справятся только топовые компьютеры: для сравнения, RTX 4060 Ti выдает рваные 30-40 FPS. При этом основная нагрузка идет на процессор, поэтому технологии вроде DLSS не особо помогают.
Еще сильнее досаждают баги. NPC застревают в воротах и не дают пройти, скрипты не срабатывают, враги отказываются драться, текстуры не грузятся. В такие моменты приходится перезагружать игру и наверстывать прогресс.
3 апреля разработчики выпустили патч, который исправил ряд проблем. Вот только до статуса оптимизированной игры «Смуте» по-прежнему далеко.
📌 В демоверсии «Смуты» шокирующе много багов. Собрали все
Сюжет призывает «заложить жену и детей»
Ключ дали всего за сутки до релиза, поэтому завершить сюжет я не успел. Впрочем, игра уже во вступлении вываливает столько нелепостей, что на годноту уже не рассчитываешь. Взять хотя бы эпизод, где герой добирается до трактира и дружно общается крестьянами. Покой прерывают польские интервенты: они грубят, пинают бедолаг ногами, отбирают еду – в общем, ведут себя карикатурно мерзко. Знакомьтесь, это и есть наш враг, призванный боярами на правление Русью.
Я не жду серой морали и злодея в исполнении Кристофа Вальца, который с очаровательной улыбкой прогуляется по трактиру, толкнет длинную речь и выкинет что-нибудь безумное. Но можно ведь сделать врага чуть менее унылым и стереотипным?
Противостоят полякам святые люди. Им не нужны ни поместье, ни золото, ни положение в обществе – лишь бы страна процветала. При обращении к народу Минин предлагает закладывать жен и детей, и толпа в ответ восторженно рукоплещет. Жалко, что лица жен и детей не показывают. Фраза историческая, но с такими озвучкой и сценарным исполнением звучит поразительно нелепо.
Квесты держат уровень. Первая задача – попасть на прием к Пожарскому. Для этого идем к рядовому купцу и решаем его проблемы с бандитами. Теперь бежим к другому купцу и доставляем для него письмо. Потом бежим к помещику и помогаем его церкви. Так и носимся между персонажами, выполняя одно бестолковое поручение за другим.
В других играх квесты «принеси-подай» хотя бы оправдывают геймплей, но в «Смуте» они лишены смысла. Однажды батюшка жалуется на деревню, которая давно не присылала оброк. Вдруг там стряслась какая беда? Нюанс в том, что деревня находится в 50 метрах от монастыря, но никто, кроме вас, сходить туда не удосужился.
📌 «Игрожуры, перестаньте считать людей идиотами». Разговор игрожура с директором 1С Game Studios
Сражения вроде работают, но лучше бы их не было
Согласен, что в «Ведьмаке 3» неидеальные сражения, но сравнивать их со «Смутой» смешно. В новинке каждая драка напоминает балаган, где все неловко топчутся и размахивают клинками. При этом выигрышная тактика одна – чередовать слабые удары с сильными и тупо закликать противника.
Драки в целом работают, но хитбоксы сломаны, анимации корявые, ни капли драйва нет. В итоге первые потасовки кажутся приемлемыми, следующие – начинают раздражать, потом – откровенно бесят.
Разработчики разнообразят геймплей классами, между которыми можно переключаться. Вот только сабля или топор в руках не меняют сути: герой в любом случае уныло закликает немцев и поляков.
Хотя есть моменты, когда вы продадите душу за дуэль на саблях. Дело в том, что в «Смуту» добавили стелс, и применять его обязательно. Естественно, герой двигается возмутительно медленно, а враги безбожно тупы. Прокрадитесь у них под носом, и негодяи всего лишь почешут голову и пойдут дальше. Лучше бы стелса не было вообще!
Стоит играть?
Я старался зацепиться хоть за что-нибудь: за сюжет, сражения, квесты, персонажей. Увы, единственное достоинство – приятный визуал на топовых компьютерах. Но перед нами не интерактивный музей, а игра. С этим статусом «Смута» не справляется.