Министерство обороны России предложило изменить, а, правильней сказать, уточнить существующие в Балтийском море границы. Перечень действующих координат, как считают в нашем военном ведомстве, «не соответствует современной географической обстановке».
В частности, прямые исходные линии в Финском заливе не имеют продолжения и не замыкаются на территорию РФ. Это, в свою очередь, «не позволяет определить внешнюю границу внутренних морских вод». А с уточнением может измениться линия госграницы в районах Ленинградской и Калининградской областей. Она явно расширится!
В случае принятия такого документа будет признано недействительным действующее положение в перечне географических координат точек, определявших положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа у материкового побережья и островов Балтийского и Черного морей, а также Северного Ледовитого океана.
Речь о документе, одобренном постановлением Совета министров СССР в январе 1985 года. В нем указаны точки в Финском и Гданьском заливах. А также на границах РФ с Эстонией и Польшей — рядом с Ленинградской и Калининградской областями. Принятые тогда географические координаты точек определили по морским навигационным картам мелкого масштаба, составлены которые были по материалам ещё середины XX века! Любому здравомыслящему человеку понятно, что они не могут соответствовать современной географической ситуации.
Едва намерение «о пересмотре морских границ» (говоря гражданским языком) было озвучено российским Минобороны, как официальные лица Литвы и Финляндии, а вслед за ними Эстонии впали в истерику, то ли от возмущения, то ли от страха. А Швеция срочно взялась за очередное укрепление своих остров на Балтике, в частности, острова Готланд, и без до того напичканного оружием «под завязку»…
Как подчеркивает популярное китайское издание NetEase, тем самым Россия в лице своего президента Владимира Путина нестандартно отреагировала на провокацию соседей, после вступления Суоми и Швеции в НАТО назвавших Балтику «внутренним морем альянса». «Это акт возмездия за агрессивные действия западных политиков», — написал китайский обозреватель.
С началом СВО Прибалтийские страны не раз грозили неизбежной ликвидацией Калининградской области в случае конфликта НАТО с Россией. Об этом заявлял, например, бывший командующего Сухопутными войсками Войска Польского генерал Скшипчак. У него в подпевалах другой бывший — глава МИД Литвы Линкявичюс, обещающий «нейтрализовать» российский город в случае угрозы странам, входящим в «оборонительный» блок… и
Как стало известно сразу же после обнародования Министерством обороны РФ «пограничного намерения», соответствующий документ находится на стадии подготовки. Запланированный срок его вступления в силу — январь 2025 года.
Однако уже на следующий день после того, как появилась данная информация, её «перекрыла» другая — об удалении проекта из публичного пространства — «для доработки». О чем рассказал журналистам депутат Госдумы РФ Евгений Федоров. По его словам, после уточнения данных проект должен вернуться на портал. «Это работа картографов в связи с естественным изменением береговой линии», — подчеркнул парламентарий. Отметив, что изменения в проекте предусмотрены международным правом.
Так быть или не быть новым нашим морским рубежам? Покажем русофобам, чьё на самом деле «море сие есть»? Или хотели только попугать Запад, чтобы несколько поумерить его русофобскую вакханалию?
Об этом и не только «СП» поговорила с военным аналитиком, капитаном первого ранга в отставке Сергеем Ищенко.
— Насколько мне известно, от этого документа никто в Москве и не думает отказываться. Речь идет лишь о необходимости уточнения в нём некоторых формулировок. А потом проект снова предложат международной общественности. При этом никто и нигде не ожидает, что наши предложения по новым начертаниям границ в Балтийском море будут приняты быстро и гладко. Такие межгосударственные споры обычно тянутся годами. Пример — давний спор Польши с Германией по поводу морских рубежей между ними в Поморском заливе и разграничение континентального шельфа в этом районе.
«СП»: Он начался, кажется, вскоре после окончания Второй мировой войны?
— Да, сразу после делимитации польско-германской границы в сентябре 1945 года польско-советской комиссией. Многие вопросы были тогда оставлены Москвой и Варшавой на потом. В том числе вопрос государственной принадлежности узкого фарватера, ведущего к важнейшему порту поляков и военно-морской базе Свиноуйсьце (до окончания войны — немецкому Свинемюнде). Поляки, пользуясь правом победителей, самовольно сдвинули морские рубежи ставшей им союзной Германской Демократической Республики. Что впоследствии привело к множеству навигационных и дипломатических инцидентов между этими государствами.
Некая неурегулированность имела место и с границами России на Балтике в зоне островов Йяхи, Соммерс, Родшер, Малый Тютерс, некоторых других, а также близ северного входного мыса реки Нарва, Куршской косы и некоторых других. Когда вокруг в этом море были по преимуществу дружественные нам или хотя бы нейтральные страны, Москва с этим мирилась.
«СП»: Бывшие друзья нынче заклятые «партнеры». Балтику они читают исключительно своей. Многие в нашей стране уверены, что им давно нужно показать «Кузькину мать», может, наконец, успокоятся?
— России принадлежит всего порядка 7 процентов балтийского побережья. С точки зрения Брюсселя и Вашингтона интересы Москвы здесь можно и даже нужно игнорировать.
НАТО открыто начало готовиться к фактической блокаде русского Балтийского флота в обеих оставшихся в его распоряжении и разделенных огромными расстояниями военно-морских базах — Балтийске и Кронштадте.
В Прибалтике и на финском побережье принялись устанавливать самые современные противокорабельные ракетные комплексы, способные насквозь простреливать все подходы к ним. Отрабатывается и постановка минных заграждений в этих акваториях.
Вполне естественно, что руководство РФ решило внести максимальную ясность в дело начертания морских границ в этом море. Чтобы понимать: что, где и чем нам оборонять в случае военной нужды.
«СП»: Как вообще это делается — морскими координатами? Утверждается мировым сообществом?
— Как я уже сказал, предстоят долгие и нудные консультации на международном уровне. Не исключено — на десятилетия. Возможны даже взаимные компромиссы. Хотя, с учетом нынешних военно-политических реалий в Европе, до них вряд ли скоро дойдет. Ни мы им, ни они нам не верят. А без доброй воли и доверия такого рода договоренности вряд ли вообще возможны.
Да и о каких договоренностях с нашими откровенными врагами из НАТО можно сегодня хотя бы мечтать? Увы, теперь в Европе, да и не только в ней, все решают не законы, а право сильного. Станем сильнее всех, докажем это на поле битвы на Украине — к нам снова выстроятся очереди на поклон.
«СП»: Намечаемые изменения помогут вернуть нам господство на Балтике?
— О каком господстве может идти речь, если в нашем распоряжении считанные проценты побережья этого моря? Если малые ракетные корабли Балтфлота с прошлого года уже примериваются к вынужденному уходу из Балтийска, причалы которого нынче в пределах досягаемости обычной польской ствольной артиллерии?
Каковы будут стратегические позиции России в этом море, решается сегодня вообще не на Балтике. А на Украине. Это — пока. А возможно поле для этого спора окажется вскоре намного обширней. Во всяком случае, к этому готовятся все в мире.