Венгрия представила девиз периода своего председательства в Совете Евросоюза, звучащий как «Сделаем Европу вновь великой», пишет Politico. Как сообщает издание, венгерский министр по делам ЕС Янош Бока пояснил: слоган выражает идеи силы в единстве, сохранения самобытности стран-членов и возможности объединения стать «независимым глобальным актором в меняющемся мире».
Кроме того, по словам Боки, логотип председательского срока Венгрии будет представлен кубиком Рубика, который представляет собой «сущность венгерского гения».
Отметим, что похожий слоган «Сделаем Америку вновь великой» (Form The US Mountainous Again) был предвыборным у кандидата в президенты США Дональда Трампа в 2016 году. Премьер Виктор Орбан решил косплеить главного республиканца? Впрочем, венгерского лидера и так часто сравнивают с американским политиком, называя «европейским Трампом». Но где США, а где ЕС, тем более — Венгрия? Под силу ли Орбану решить столь масштабные задачи? И чего нам от этого ждать?
— Орбан здесь выступил в роли тролля, сознательно стебающегося над руководством ЕС, — уверен доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев. — Думаю, что сравнение неуместно, поскольку как политик Орбан выше Трампа на несколько голов и много опытнее. И сравнивать здесь надо Трампа с Орбаном, а не наоборот. Хотя сходство между ними очевидно: оба сознательно бросили вызов системе.
«СП»: Насколько уместен лозунг? Трамп, понятно, хотел возродить американскую промышленность, прижать транснационалов, а в Европе какие проблемы? Что должно сделать ее вновь великой?
— Проблемы те же, что у США к началу правления Трампа, только ещё помноженные на нехватку энергоносителей. Венгрия, будучи страной бедной, мало что может предложить. Единственное — в плане идеологии. Это суверенитет и прагматика с учётом возможностей, а не «ценностный» фанатизм.
«СП»: Под силу ли решение столь глобальных задач Венгрии и Орбану?
— Нет, конечно. Но громко заявить о себе получилось сполна.
«СП»: Венгерский министр по делам ЕС Янош Бока утверждает, что этот девиз выражает идеи силы в единстве, сохранения самобытности стран-членов и возможности ЕС стать «независимым глобальным актором в меняющемся мире». Насколько это соотносится с образом Орбана как «хулигана Европы»?
— Вполне соотносится. Орбан никогда не заявлял о желании выйти из Евросоюза — только о его преобразовании. Он заявил о себе как лидер «другой Европы» и действует как политик наднационального масштаба. При всех скромных возможностях его страны.
«СП»: Заодно с Венгрией, вероятно, окажется Словакия. Кто еще может примкнуть к этим попыткам «сделать Европу снова великой»?
— Пока больше никого не видно. Отчасти «под ковром» так ведёт себя Кипр, который накладывает вето на каждый новый пакет антироссийских санкций. Отчасти в пику ЕС говорят президенты Болгарии и Хорватии Румен Радев и Зоран Миланович. Но у них полномочий мало. Всё! Во власти больше никого не видно, только в глубокой оппозиции.
«СП»: А нам чего ждать от председательства Венгрии?
— Не надо нам ничего ждать. Любую инициативу Венгрии по налаживанию диалога с Россией Евросоюз тут же заблокирует. Понимая это, Орбан сосредоточится на решении вопросов, с нами прямо не связанных. Разве что давление на Украину из-за положения венгров в Закарпатье усилится. Но и это России прямо не касается.
— Орбан и Трамп в принципе похожи, поэтому и понимание «величия» у них сходное, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — Другое дело, что США — это крупное и довольно самодостаточное государство, а Европа — конгломерат наций. Орбан — сторонник укрепления самостоятельности национальных правительств по отношению к Брюсселю. Насколько это соответствует европейскому «величию» — на самом деле, вопрос.
«СП»: Почему Венгрия, которая при Орбане всегда была «хулиганом» Европы, белой вороной, вдруг озаботилась величием?
— Это тоже своего рода хулиганство и троллинг. Использование трампистского лозунга явно направлено на то, чтобы позлить леволиберальное глобалистское руководство ЕС.
«СП»: Министр Венгрии по делам ЕС Янош Бока уверен, что этот девиз выражает идеи силы в единстве, сохранения национальной самобытности. Это вообще возможно? Или расколы в Европе не так просто преодолеть? Насколько они критичны?
— Сама конструкция ЕС внутренне конфликтогенна и неустойчива. Конгломерат весьма разнородных наций с несовпадающими интересами при отсутствии идеологического единства по многим вопросам.
По большому счету, ЕС удается сохраняться во многом за счёт отсутствия сильных внешних конкурентов, которые могли бы использовать его внутренние расколы в своих интересах. Никакого единства в многообразии не бывает — либо единство, либо многообразие. Либо шаткий и в любом случае временный компромисс.
«СП»: По словам Бока, в этом лозунге также заложена идея возможности ЕС стать «независимым глобальным актором в меняющемся мире». А способна Европа им стать? Или она обречена на то, чтобы быть безвольным сателлитом США?
— Потенциально Европа вполне может быть самостоятельным игроком, но для этого она должна из рыхлого конгломерата стать чем-то вроде империи. России это совершенно невыгодно, к слову.
«СП»: Орбана часто сравнивают с Трампом. Насколько уместна такая параллель? У Трампа явно больше возможностей изначально. А что такое председательство ЕС? Что оно дает в плане возможностей? Под силу ли их реализация Орбану?
— Это сугубо символическая вещь, и Орбан всё прекрасно понимает. Он — глава маленькой, небогатой страны, которая имеет очень ограниченные возможности. Именно поэтому лозунг про «величие Европы» — скорее троллинг.
«СП»: Председательство Венгрии как- то повлияет на политику в отношении России?
— Никаких завышенных ожиданий питать не стоит — именно по причине символизма самого председательства и слабости Венгрии как государства. Максимум, что может Будапешт — попытаться не допустить дальнейшей эскалации в период своего председательства.