27 июня (28-го по Москве) прошли первые предвыборные теледебаты между Джо Байденом и Дональдом Трампом. Их предварял сетевой флешмоб журналистов, которых не пустили в телестудию.
«Пустите нас в студию, одному из кандидатов может понадобиться наша медицинская помощь», — разбросали по соцсетям посты акулы пера.
Дебаты кандидатов в президенты США прошли в новом формате. Им не давали перебивать друг друга, а каждому по очереди включали микрофон на одну минуту. Попытка уложить мысль в короткое отведенное время приводила к тому, что фразы оказывались несколько сумбурными.
Любопытным получился один из диалогов, касающихся российско-украинского вопроса.
Трамп: Он (Байден) дал $200 млрд Украине. Не следовало давать столько денег Зеленскому. Я закончу эту войну за 4 дня. Люди не должны умирать.
Байден: Я никогда не слышал столько бреда. Из-за Путина сотни тысяч людей получили черепно-мозговые травмы. Он не должен победить. Потому что потом будет Польша и ядерная война.
Всего же фамилия «Путин» прозвучала 40−45 раз.
Дебаты продолжались 1 час 40 минут (с учетом рекламных блоков) и, по предварительным оценкам, собрали телеаудиторию в 70 миллионов человек.
Вопреки ожиданиям, Байден выглядел ничем не хуже Трампа. Он был не менее агрессивным и не хуже импровизировал. В ту минуту, когда говорил один кандидат — другой строил красноречивые гримасы, и здесь Байден тоже не уступил оппоненту.
О том, насколько значительно влияют теледебаты на результаты американских выборов, «Свободной Прессе» рассказал американист, член-корреспондент РАН Валерий Гарбузов.
«СП»: Валерий Николаевич, дебаты значительно влияют на исход избирательной кампании?
— Да. Первые теледебаты прошли между Никсоном и Кеннеди. Кеннеди выглядел явно лучше Никсона, он был телегеничен, и многие считают, что победил-то Кеннеди, но победил телевизор.
«СП»: В США есть республиканские штаты, и есть демократические. А если республиканскому штату больше на дебатах понравился демократ?
— Такого не бывает. Потому что если уж штат твердо республиканский, то там не принято даже хорошо отзываться о кандидате от другой партии. Он никак не может понравиться.
Если у тебя дедушки-прадедушки голосовали за кандидата от республиканцев, то каким бы он ни был — он тебе понравится больше, и ты всё равно проголосуешь за него.
«СП»: А на кого тогда рассчитаны дебаты?
— Есть так называемые шатающиеся — штаты с колеблющимся электоратом. Именно они в конечном счете и решают судьбу выборов. Таких штатов где-то десяток перед этой кампанией.
Вот именно для них и дебаты, именно туда на встречи с избирателями приезжают кандидаты. Потому что ездить в «свои» штаты незачем.
«СП»: А какие штаты сейчас «колеблются»?
— В основном, это юг США: Мэн, Южная Каролина… Все зависит от миграционных потоков, потому что через Мексику в Южные штаты идет миграция, и эта миграция путает все политические предпочтения.
Если предельно упростить: где больше мигрантов — там больше демократов.
На северо-западе колеблется Орегон. Техас и Аризона — они не колеблющиеся, просто регулярно превращаются из республиканских в демократические, но это становится известно еще до выборов.
Поэтому в теледебатах кандидаты перетягивают тех избирателей, которые еще не знают, за кого голосовать.