Власти Украины должны пересмотреть свои недружественные шаги по отношению к Грузии, выразившиеся в отзыве в 2022 году украинского посла из Тбилиси, заявил грузинский премьер-министр Ираклий Кобахидзе.
«Что касается нашего подхода в отношении украинского руководства, то мы останемся в режиме односторонней дружбы, так как это нужно украинскому народу от нас», — отметил он.
По его словам, украинские власти отозвали в свое время посла из Тбилиси из-за того, что грузинская сторона не ввела санкции против России, а также из-за того, что страна не выдала официального разрешения на полет на Украину самолета с грузинскими военными, решившими воевать за ВСУ.
— Недружественные шаги в адрес Грузии со стороны украинского руководства являются попытками давления на грузинские элиты в период глобального противостояния, развернувшегося в мире в результате кризиса системы, выстроенной после окончания Второй Мировой войны, — убежден главный редактор информагентства «Кавказский рубеж» Алексей Албу.
— США очень рассчитывали, что в очередной раз смогут использовать грузинский народ в своих целях, однако этого не произошло.
Давление на Грузию будет возрастать, и в ближайшее время будет предпринята попытка сменить несговорчивое грузинское руководство. После ближайших выборов оппозиция Грузии попытается дестабилизировать обстановку и добиться отставки правящей партии силовым путем.
В этом сценарии не последняя роль отведена именно Украине, которая уже сейчас занимается политической подготовкой тех граждан Грузии, которые служат в рядах ВСУ.
«СП»: Разрыв отношений с Украиной как-то ударил по Грузии? Ей Украина как-то интересна в экономическом или политическом плане?
— Нет, Грузия не ощутила разрыва отношений с Украиной, в том плане, что он никак не отразился на экономике страны или культурных связях, сформированных на постсоветском пространстве.
Позиция руководства Украины вряд ли заставила украинцев поменять свое отношение к грузинскому народу.
«СП»: Тогда зачем они призывают Киев восстановить отношения? На что Тбилиси рассчитывает, делая такие заявления? Что Киев согласится восстановить отношения без ультиматумов? Наивно…
— Заявления грузинских государственных деятелей прежде всего призваны продемонстрировать деструктивный подход во внешней политике, применяемый украинскими властями.
«СП»: Что ждать по итогам выборов в Грузии? Понятно, если к власти придет оппозиция, она пойдет навстречу требованиям Украины и Запада. А если у власти останется «Грузинская мечта»?
— От выборов я ожидаю дестабилизацию общественно-политической ситуации в Грузии. Если грузинские власти не предпримут превентивные шаги, не установят потенциальных лидеров протеста, не проведут анализ деятельности деструктивных групп, не выявят каналы финансирования и закрытые каналы связи с иностранными структурами, не пересекут на корню подготовительную работу по дестабилизации обстановки со стороны оппозиции — могут начаться беспорядки. Я уверен, что горький опыт «революции роз» и последующие перевороты на постсоветском пространстве сформировали достаточное понимание о методах борьбы оппозиции и угрозах, исходящих из-за рубежа.
Я надеюсь, что грузинский народ не получится обмануть горстке авантюристов и проходимцев, получающих зарплату в США.
— Главной причиной неудовольствия Украины поведением грузинских властей стал отказ от присоединения Грузией к антироссийским санкциям, — уверена председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Грузия продолжает все торговые операции с Россией, поставляет ей все, что согласна принимать российская сторона, отказывается блокировать российские банки и для некоторых подсанкционных товаров является перевалочным хабом.
«СП»: А Украине и впрямь рассчитывали, что Грузия пойдет на этот самоубийственный для себя шаг? Отказ Грузии стал сюрпризом?
— Украинская власть всегда мнила себя пупом вселенной, а с начала СВО это убеждение приняло прямо-таки болезненный характер.
То, что разрыв экономических связей с Россией для Грузии является катастрофой, не является убедительным аргументом для Украины.
«СП»: Украина также рассчитывала на то, что Тбилиси введет санкции, убивающие ее экономику. На какую еще помощь со стороны Грузии они могли рассчитывать?
— Украина рассматривала Грузию как бесспорного союзника против России, учитывая историю с военным конфликтом в Южной Осетии в 2008 году. Однако украинская власть не учла того, что Грузия получила ощутимый урок, когда под руководством Саакашвили пошла на поводу у Запада, и бросила свою экономику под колеса политического конфликта.
Теперь грузинское руководство ведет себя намного прагматичнее. Антироссийская риторика присутствует, однако все политические деятели очень осторожны. Грузинские руководители выяснили, что Запад совершенно не стремится взять на спасительный буксир грузинскую экономику, а та полностью зависит от торговли с Россией.
«СП»: В Киеве все еще надеются «дожать» Грузию до конца? Делают ставку на смену власти осенью?
—Даже на Западе нет действенных рычагов по воздействию на политическую ситуацию в Грузии, что уж говорить о полностью несубъектной Украине?
Конечно, украинская власть мечтает, чтобы в Грузии пришел отъявленный русофоб, типа Саакашвили, но никаких средств повлиять на это Киев не имеет.
«СП»: А Грузии так нужны отношения с Украиной? Почему они постоянно предлагают им «пересмотреть недружественные шаги». Как будто не понимают, что никто ничего не пересмотрит…
— Грузинская политика — это типичная «многовекторность», так характерная для постсоветских стран.
Грузинская власть мечтает стать частью Евросоюза и коллективного Запада, однако понимает, что этого не просматривается в обозримом будущем.