Геворг Мирзаян
Политолог, журналист, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
На днях Венгрия очень вежливо, но твёрдо обратилась к Украине с просьбой воздерживаться «в будущем от односторонних неожиданных шагов, подобных совершённым в последнее время и поставившим энергоснабжение Венгрии перед чрезвычайными вызовами».
Речь идёт о намерении Украины с 1 января 2025 года остановить работу нефтепровода «Дружба», через который осуществляется транзит российской нефти в Венгрию. Как отметил Сийярто, у страны нет альтернативных способов получения этого энергоресурса, а мощности трубопровода, который идёт в Венгрию из Хорватии, недостаточно для обеспечения потребностей самой Венгрии, Словакии и Чехии.
Также по теме
Венгрия попросила Украину воздержаться от неожиданных односторонних шагов
Венгрия попросила Министерство иностранных дел Украины не принимать решения, которые ставят под угрозу энергоснабжение Будапешта.
После этого Сийярто напомнил Киеву, что на сегодняшний день «Венгрия обеспечивает на полную мощность поставки энергии на Украину».
И замечание это было сделано неслучайно. Все понимают, что нынешняя зима для Украины будет очень непростой. Продолжающиеся системные удары России по объектам энергетики лишили киевский режим значительной части собственной генерации. И если ему не удастся до холодов завладеть Запорожской АЭС (а это ему точно не удастся), то в зиму Украина войдёт с колоссальным энергодефицитом, который, в свою очередь, может спровоцировать серьёзнейший дефицит терпения украинских граждан, после чего вызвать новый «майдан» и/или госпереворот.
А поскольку делиться с Украиной энергией Москва не собирается (это выглядело бы, мягко говоря, странным), то спасти киевский режим может лишь импорт электроэнергии из-за рубежа. В частности, из той же Венгрии. А значит, у Будапешта появляется серьёзный рычаг давления на Киев. И не только в вопросах, связанных с поставками российской нефти, но и, например, в вопросах прав этнических венгров Закарпатья — ни для кого не секрет, что в Венгрии крайне чувствительно относятся к защите прав соотечественников, оказавшихся после Первой мировой войны (когда Венгрия потеряла значительную часть своей территории) в других государствах.
И ладно бы так вела себя только Венгрия. В конечном счёте к самостоятельности этой маленькой, но гордой европейской страны с большим и не менее гордым премьер-министром Виктором Орбаном все уже привыкли. Венгрию уже считают главным европейским бунтарём, который не стесняется защищать свои интересы всегда и везде — как от киевского режима, так и от брюссельской бюрократии.
Однако к Зеленскому таким же образом начинают относиться и другие государства. Германия, которая урезает финансирование киевского режима. Италия, которая не даёт разрешение на использование своего оружия на территории России. Польша, которая крайне жёстко, даже ультимативно требует от киевского режима признать и покаяться за Волынскую резню, совершённую идейными предками Зеленского — бандеровцами — во время ВОВ.
Жёстко себя ведут даже Соединённые Штаты. Нынешний визит Зеленского в эту страну стал самой настоящей землёй по сравнению с небом визита 2022 года. Нынче разговор просроченного главы режима с президентом США Джо Байденом закончился пустой формальностью, а встречи с кандидатом в президенты Дональдом Трампом удалось добиться с большим трудом и не с первого раза.
Никто в Вашингтоне, да и в других западных столицах (за исключением, пожалуй, Прибалтики) чеки Зеленскому уже не выписывает.
Более того, украинский президент явно становится токсичной фигурой. Достаточно посмотреть на то, сколько людей пришли послушать его выступление на заседании Генеральной Ассамблеи ООН — не набралась и половина зала.
Почему так происходит? Отчасти из-за хамского поведения самого Зеленского. Украинский актёр, выбранный на главную роль американскими и брюссельскими режиссёрами, в какой-то момент посчитал, что он является незаменимой примой. Что он может себе позволить хамить режиссёру и тем более помощникам режиссёра из всяких там Франции и Германии. Уволить его посреди спектакля, конечно, нельзя — это вызовет резкий отток зрителей и разочарование в самом действии на сцене. Но вот попытаться поставить на место «актёра в короне» с помощью различных демонстративных акций можно — либо своими собственными, либо акциями со стороны местного венгерского бунтаря, которому просто не будут мешать и которого не будут одёргивать.
И если бы это была единственная причина пренебрежения к главе киевского режима, то её вполне можно было бы исправить. Зеленский мог бы поработать над собой или его окружение могло бы поработать над Зеленским. На крайний случай можно было бы его просто сместить.
Однако проблема заключается ещё и в том, что Украина безоговорочно и безнадёжно проигрывает на поле боя. Запад не видит никаких шансов для киевского режима переломить ход событий (ну кроме как устроить ядерный апокалипсис). А значит, нужно потихоньку сползать с украинского корабля, чтобы не потонуть вместе с ним.
Потихоньку отвязываться от украинской истории, для того чтобы минимальным образом ассоциировать себя с токсичным режимом, входящим в полосу турбулентности и неминуемого поражения. Максимально дистанцироваться от всех проблем, которые сейчас будет испытывать Украина, и от репрессивных методов их решения, которые начал практиковать киевский режим.
Так что венгерская и польская истории являются лишь первыми цветочками дистанцирования. Впереди ягодки.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.