Иногда в деловой переписке страсти накаляются, и вроде бы солидные взрослые дядечки переходят на сленг интернет-комментаторов. Как минимум один раз это случилось в диалоге между Valve и Тимом Суини (Tim Sweeney).
Переписка всплыла как часть судебных документов в иске Wolfire Games к Valve. В декабре 2018 года Тим Суини предупреждал Гейба Ньюэлла (Gabe Newell) и других высокопоставленных сотрудников Valve, что собирается эскалировать конфликт с Apple вокруг Fortnite, а также представить свой магазин — Epic Games Store.
Valve примерно в тот же период анонсировала скользящий процент: чем больше игра зарабатывает в Steam, тем меньше комиссия Valve. В итоге своё письмо в декабре 2018-го Суини заканчивал следующим абзацем:
Прямо сейчас вы [то есть Valve и другие компании, берущие себе 30 % от покупок — прим. пер.], жопошники, говорите миру, что сильный и властный получает особые условия, а 30 % — это для маленьких людей. Мы ставим всё на длительную битву, если Apple попытается удержать свою монополию и 30 % отчислений, заключая закулисные сделки с большими издателями, чтобы они помалкивали.
Так почему бы не дать ВСЕМ разработчикам условия получше? Есть ли более удачный способ быстро убедить Apple, что их модель стала полностью несостоятельной?
Тим Суини
На тираду Суини ответил Скотт Линч (Scott Lynch), старший операционный директор Valve. Он написал всего одну фразу:
В контексте переписки и англоязычного сленга это можно примерно перевести как: «Причина тряски?». Или (менее точно по интонации, но ближе к буквальному переводу): «Чел, ты там крышей поехал?».
Как отреагировал Суини и чем продолжилась переписка, к сожалению, судебный документ узнать не даёт. Кроме того, не исключено, что Суини ответа и не видел: судя по полю «Кому», реакция Линча на это письмо предназначалась только его коллеге по Valve.
Напомним, что в своём иске Wolfire Games занимает сторону Epic Games: компания считает, что Valve пользуется своей монополией на рынке платных ПК-игр и забирает себе непропорционально большой процент продаж, чем душит небольших разработчиков.
Подробнее о том, как происходит удушение, Тим Суини говорил в другом письме в Valve — в августе 2017-го. Там Гейб Ньюэлл спрашивает Суини: «Что мы такое делаем, что вас так бесит?» Тим Суини отвечает:
В общем и целом, экономика 30 % отчислений в пользу платформы больше не оправдана. Это было хорошее предложение в ранний период, но масштабы теперь больше, а операционные затраты снизились, тогда как поток новых релизов настолько велик, что короткий маркетинг или ценность по привлечению пользователей, которые предлагает магазин, абсолютно не пропорциональны отчислениям.
Если убрать топ-25 игр в Steam, то, готов поспорить, Valve зарабатывает на следующей топ-тысяче больше, чем сами разработчики. Эти ребята — наши клиенты по движку, мы разговариваем с ними всё время. Valve берёт себе 30 % за дистрибуцию; они вынуждены тратить 30 % на привлечение пользователей через Facebook* /Google/Twitter или традиционный маркетинг, 10 % на сервер, 5 % на движок. То есть вся система забирает 75 % и оставляет 25 % на создание самой игры. Это хуже, чем экономика розничных магазинов в 1990-х.
Мы знаем, какова экономика подобных сервисов, потому что занимаемся ею сейчас с Fortnite и Paragon. Полностью заряженная стоимость дистрибуции игры за $25 или больше в Северной Америке и Восточной Европе составляет менее 7 % от денежного потока.
Так что я верю, что вопрос о том, почему дистрибьюторы до сих пор берут себе 30 % даже на открытой ПК-платформе в открытой Сети, — это здоровая тема для публичного обсуждения.
Тим Суини
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Поддержи Стопгейм!