Учёные проанализировали данные с рентгеновской обсерватории «Чандра» за более чем два десятилетия и открыли новые секреты чёрных дыр

Учёные проанализировали данные с рентгеновской обсерватории «Чандра» за более чем два десятилетия и открыли новые секреты чёрных дыр

Исследование показало, что джеты, выбрасываемые чёрными дырами, имеют разные скорости в разных диапазонах длин волн

Учёные из Мичиганского университета проанализировали данные, полученные с рентгеновской обсерватории NASA «Чандра» за более чем два десятилетия, и обнаружили новые данные в области чёрных дыр. В частности, исследователи изучили высокоэнергетический поток частиц (джет), выбрасываемый в космос сверхмассивной чёрной дырой в центре галактики Центавр А (NGC 5128).

Джеты видны в различные типы телескопов, включая те, которые обнаруживают радиоволны, и те, которые собирают рентгеновские лучи. После запуска Chandra в 1999 году многие астрономы были особенно заинтересованы в неожиданно ярких рентгеновских сигналах от джетов. Однако оказалось, что рентгеновские наблюдения и радионаблюдения имеют некоторые различия.

Джеты — это массивные космические структуры, некоторые из которых больше своих галактик-хозяев, которые всё ещё таят в себе множество загадок. Их изучение имеет важное значение для развития астрофизики и космологии.

Учёные проанализировали данные с рентгеновской обсерватории «Чандра» за более чем два десятилетия и открыли новые секреты чёрных дыр
Рентгеновская обсерватория «Чандра» обнаружила джет Центавра А, простирающийся в верхний левый угол изображения. Источник: The Astrophysical Journal (2024). DOI: 10.3847/1538-4357/ad73a1

«Ключом к пониманию того, что происходит в джете, может стать понимание того, как различные диапазоны длин волн наблюдают различные фрагменты их окружающей среды. Теперь у нас есть такая возможность», — сказал ведущий автор Дэвид Богенсбергер.

Новое исследование стало последним в небольшой, но растущей группе исследований, направленных на более глубокий анализ данных с целью выявления тонких, но значимых различий между радио- и рентгеновскими наблюдениями.

«Джет в рентгеновском диапазоне отличается от его наблюдений в радиоволнах. Данные рентгеновских лучей прослеживают уникальную картину, которую не увидеть ни на какой другой длине волны», — объяснил Богенсбергер.

В своём исследовании команда рассмотрела наблюдения «Чандры» за NGC 5128 с 2000 по 2022 год. Или, точнее, Богенсбергер разработал компьютерный алгоритм для этого. Алгоритм отслеживал яркие, плотные детали в струе, которые называются узлами. Изучая эти узлы, которые двигались в течение периода наблюдения, команда могла измерить их скорость.

Скорость одного узла была особенно примечательна. Казалось, что он движется быстрее скорости света из-за того, как он движется относительно точки наблюдения «Чандры». Расстояние между узлом и телескопом сокращается почти так же быстро, как движутся фотоны.

Команда определила, что фактическая скорость узла составляла по меньшей мере 94% скорости света. Ранее скорость узла в похожем регионе измерялась с помощью радионаблюдений. Этот результат зафиксировал узел со значительно меньшей скоростью, около 80% скорости света.

И это не единственное, что бросалось в глаза в полученных данных.

Например, радионаблюдения узлов показали, что структуры, наиболее близкие к чёрной дыре, движутся быстрее всего. Однако в своём исследовании Богенсбергер и его коллеги обнаружили самый быстрый узел в своего рода средней области — не самой дальней от чёрной дыры, но и не самой близкой к ней.

«Мы ещё многого не знаем о джетах в рентгеновском диапазоне. Это подчёркивает необходимость дальнейших исследований. Мы продемонстрировали новый подход, и я думаю, что предстоит ещё много интересной работы», — резюмировал Богенсбергер.

Джет в Центавре А особенный, потому что это ближайший известный джет, находящийся на расстоянии около 12 миллионов световых лет. Эта относительная близость сделала его хорошим первым вариантом для тестирования и проверки методологии команды. Такие особенности, как узлы, становится сложнее разрешить на больших расстояниях. Однако Богенсбергер планирует использовать подход команды для изучения других джетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.