Саммит БРИКС в Казани, безусловно, стал едва ли не самым значимым для мировой экономики явлением за истекший период, но его формальное окончание вовсе не означает отсутствия довольно весомых событий в продолжающих развиваться партнёрских отношениях, которые, если некоторые западные СМИ уже характеризуют сам саммит как некое землетрясение, можно было бы даже, пусть и довольно художественно, назвать афтершоками, то есть повторными толчками, происходящими после основного. Пусть и с меньшей по сравнению с первым толчком амплитудой, но всё равно значимыми и иногда достаточно опасными для плохо подготовленных или уже частично обрушенных строений.
Также по теме
Новак заявил, что Россия готовит решение по строительству второй АЭС в Турции
Россия рассматривает перспективу участия в строительстве второй АЭС в Турции на площадке «Синоп», заявил российский вице-премьер…
В частности, как сообщил глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв в интервью телеканалу RT, возглавляемая им компания получила официальное предложение от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана построить в этой стране вторую после «Аккую» АЭС: «Мы сейчас ведём на правительственном уровне консультации о возможном расширении нашего присутствия в Турции на площадке «Синоп», которая находится на Чёрном море». А первый энергоблок «Аккую» начнёт давать энергию уже в следующем году.
Это предложение трудно назвать совсем уж сенсацией (разговоры об этом проекте ходили и раньше, а летом заинтересованность в сотрудничестве по нему в разговоре с Владимиром Путиным выражал всё тот же Реджеп Тайип Эрдоган, после чего 7 октября факт изучения возможности строительства второй российской АЭС в Турецкой Республике на площадке «Синоп» и подготовку оптимального решения по данному проекту подтвердил журналистам и энергетический вице-премьер РФ Александр Новак). Но Восток, как известно, дело тонкое. А строительство второй российской АЭС на территории страны, являющейся, на секундочку, не только кандидатом на вступление в БРИКС, но и действующим членом НАТО, — событие, мягко говоря, не совсем ординарное.
И это как-то довольно странно не понимать.
Если называть вещи своими именами, то Турция, по сути, делает сознательный выбор в направлении создающейся при очевидном лидерстве России так называемой евразийской энергетической платформы. Тут, в общем, всё просто: если первая российская АЭС в Турции, «Аккую», после выхода на проектную мощность обеспечит годовую выработку электроэнергии 35 млрд кВт⋅ч, а станция будет выдавать 10% энергии от общих потребностей страны, то сами можете экстраполировать эту ситуацию на вторую станцию. А если добавить сюда ещё и газовые потоки — от «Голубого» до «Турецкого» — и российскую нефть, то картина получается, в общем, совсем в своём роде замечательная и даже в учебниках описанная. Неслучайно осторожные турки изначально хотели предложить проект французской компании Areva и японской Mitsubishi Heavy Industries — это, в общем-то, нормальная практика: энергозависимость от одного (даже самого правильного и добросовестного) партнёра — штука достаточно неприятная.
Однако не состоялось.
Во-первых, сумма сметы за время переговоров выросла вдвое — до $44 млрд — из-за расходов на системы безопасности, ставшие особенно актуальными после аварии на «Фукусиме». Да и вообще после неё привлекать японских атомщиков к работе в сейсмоопасном регионе стало как минимум неуютно.
А во-вторых, судя по всему, и альтернативный проект от китайцев тоже не сильно подошёл.
Также по теме
Минэнерго Турции: готовность первого реактора АЭС «Аккую» превысила 90%
Первый реактор АЭС «Аккую» готов к запуску на более чем 90%, Турция планирует начать получать с него электричество в 2025 году.
Ну а в-третьих — очень комфортный опыт работы с русскими атомщиками на АЭС «Аккую», конечно.
Но всё равно, чтобы решиться на такой шаг не на уровне предварительных переговоров, а на уровне конкретики, нужна была хотя бы надежда на другую экономическую реальность. Где ту же энергозависимость никто не собирается даже и рассматривать как оружие.
Экономическую реальность, основанную не на жесточайшем подавлении партнёра с использованием всех рычагов, включая энергетические (посмотрите, как сейчас «заокеанские друзья» через энергетику буквально разоряют континентальную Европу, например), а на взаимном уважении, причём не только прав субъектов, но и их экономических интересов.
То есть именно та новая экономическая (а возможно, впоследствии и политическая) реальность, которую уже не только декларирует, но и прямо и непосредственно, буквально в режиме реального времени создаёт БРИКС.
И если в этой новой реальности энергозависимость рассматривать (как, к примеру, Россия в своё время предлагала Европе в газовом вопросе) как взаимную зависимость продавца и покупателя, а не как кабалу от «старшего партнёра», то в таком доверии Турции к надёжности российских партнёров нет ничего неожиданного.
Просто победа здравого смысла и экономической географии: мы с турками всё-таки ещё и географические соседи — от этого никуда ни Российская Федерация, ни Республика Турция не денутся. К тому же не стоит забывать, что АЭС «Аккую» (а потом, скорее всего, и проект в Синопе) — это первый проект в мировой атомной отрасли, реализуемый по модели build — beget — operate (строй — владей — эксплуатируй).
А это совсем другой уровень доверия, причём с обеих сторон.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.