Кандидат в президенты Дональд Трамп заявил, что якобы угрожал президенту РФ Владимиру Путину нанести удар по центру Москвы, если Российская Федерация «будет преследовать Украину». Об он сообщил 20 октября на встрече с редакционной коллегией издания The Wall Street Journal.
— Владимир, если ты будешь преследовать Украину, я ударю тебя так сильно, что ты не поверишь. Я нанесу удар прямо по центру Москвы, — сказал Трамп о беседе с российским лидером.
По его словам, он заявил главе России, что не хотел бы этого делать, так как у них хорошие отношения, но у него «не было бы выбора».
Когда и при каких обстоятельствах мог произойти этот разговор, Трамп не уточнил.
До этого Трамп неоднократно заверял, что у него очень хорошие отношения с президентом Путиным. Он даже утверждал, что если бы остался у власти, то российская военная операция на Украине не началась бы.
В октябре вышла книга «Война» журналиста Боба Вудворда, в которой тот написал, что Дональд Трамп после ухода с должности семь раз общался по телефону с президентом РФ. Однако, в Кремле это не подтвердили…
Понятно, что заявление об ударе по Москве было сделано Трампом накануне выборов, и расчет был скорее на американский электорат. Думаю, он даже не хотел, чтобы это высказывание утекло в Москву.
Но оно утекло. И немедленно прилетел ответ. И вы, вероятно, уже догадались откуда.
На подобное заявления бывшего президента Соединенных Штатов, по словам зампреда Совбеза России Дмитрия Медведева, существует лишь один ответ: «Ваш чертов Вашингтон тоже подвергнется удару».
А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя угрозы Трампа, заявил, что в рамках президентской избирательной компании в США политики делают много разных эмоциональных заявлений.
И все же вопросы остаются. В связи с чем было сделано такое резкое и в общем-то пугающее заявление? С таким вопросом мы обратились к ведущему научному сотруднику Центра исследования проблем безопасности Российский академии наук Константину Блохину.
— Сейчас в США — время «ястребов». Делать пацифистские заявления — значит, выбиваться из мейн-стрима. Тем более это выгодно на фоне падения рейтингов Камалы Харрис. Об этом свидетельствуют данные проведенного порталом RealClearPolitics анализа последних опросов в стране. Согласно исследованиям, forty eight,3% жителей колеблющихся штатов готовы поддержать Трампа, а 47,5% — Харрис. Быть «ястребом» в США — это сейчас нормально. Поддерживать с Москвой «хорошие отношения» — это практически «клеймо агента». Такова сегодняшняя политическая конъюнктура в США.
«СП»: Выходит, позиция силы сегодня наиболее выигрышная для кандидата в президенты США?
— Риторика Трампа может быть бескомпромиссной и основываться только на позиции силы. Но заметьте: мы не делаем в ответ официальных резких заявлений.
В принципе, у сверхдержав есть понимание, что от этой тактики надо уходить. По крайней мере, в США исходят из того, что испытания ядерного оружия на Украине запустят сценарий Третьей мировой войны, в которой победителей не будет. Будет ли Запад рисковать ради Украины? Думаю, нет.
«СП»: Значит, это элемент информационно-психологической войны?
— Думаю, что настало время проводить какие-то «красные линии». Реагировать надо не на высказывания, а на действия, — считает Константин Блохин.
Кстати, высказывание Трампа ложится в русло сценария, который обрисовал журнал Politoco.
Комментируя высказывания Трампа, собеседники журнала предположили, что события могут разворачиваться так: Трамп углубит недоверие к результатам выборов, выдвигая необоснованные или преувеличенные обвинения, обратится в суд с требованием не признавать действительными достаточное количество бюллетеней, чтобы изменить результат в колеблющихся штатах.
Не исключено, что Трамп обратится к законодательным органам штатов, где большинство за Республиканской партией, с просьбой назначить альтернативных выборщиков. Он рассчитывает, что конгрессмены-республиканцы поддержат альтернативных выборщиков, либо откажут собравшимся для утверждения результатов выборщикам-демократам.
После этого политик попытается добиться, чтобы Конгресс не утвердил 270 голосов выборщиков, отданных за Харрис, а затем избрание президента передадут в Палату представителей, где республиканцы могут набрать достаточное количество голосов для избрания Трампа следующим президентом.
Также необходимо, чтобы спикер Палаты представителей (сейчас эта функция возложена на республиканца Майка Джонсона) не позволил коллегии выборщиков утвердить кого-либо победителем выборов.
Это задействует механизм «условные выборы» в Палате представителей, при котором каждая делегация от штата получает один голос. Республиканцы обладают 26 делегациями, демократы — 22, две другие разделены пополам.
Согласно 12-й поправке к Конституции США, если ни один из кандидатов не наберет большинства голосов коллегии выборщиков, новый Конгресс, который должен будет приведен к присяге 3 января, выбирает президента. Сенат выбирает вице-президента. Простое большинство, 26 голосов делегаций штатов, назначает нового президента.
Однако вернемся к ударам по Москве, которые анонсировал Дональд Трамп. Наши депутаты вслед за Сергеем Карагановым заговорили о допустимости превентивного ядерного удара по Великобритании (или еще какой-нибудь недружественной европейской стране). Насколько обосновано предположение, что США не «впишутся» за союзников и не применят по России ядерное оружие первыми из опасения получить удар возмездия по своей территории? С таким вопросом мы обратились к член-корреспонденту Академии военных наук, директору Информационного Центра по вопросам международной безопасности при МГЛУ Александру Бартошу.
— Наша реакция на подобные действия вполне ясно и доходчиво изложена в нашей ядерной доктрине. К ней есть, кстати, секретные дополнения. Возможные варианты реакции на то, что предложил Трамп, должны существовать, но все варианты перечислять не хотелось бы. Это документы стратегического планирования. Если кратко, то мы не позволим наносить такие удары.
Что касается Трампа, то он занимается предвыборной риторикой, никаких конкретных действий в своем нынешнем статусе он предпринять не может. Думаю, что он сейчас просто делает все возможное, чтобы снять с себя обвинения в том, что он якобы «подыгрывает» Москве.
«СП»: Если всем уже понятно, что на Западе нас никогда не полюбят, почему бы нашей власти, МИДу не проводить такую политику, чтобы нас боялись? Советский Союз многие годы внушал страх, и это защищало не хуже ядерного оружия.
— Наш МИД мог делать достаточно резкие заявления, когда за его спиной стояла мощная сверхдержава — СССР. У России сегодня позиция не такая прочная, угрозы не будут восприняты адекватно. К тому же США не давали разрешения использовать против России дальнобойное оружие, так что всерьез относиться к заявлению Трампа я бы не стал.