Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о ратификации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР, документ доступен в думской электронной базе.
Этот Договор был подписан между нашими странами 19 июня этого года. В пояснительной записке говорится, что Москва и Пхеньян «стремятся к установлению глобальной стратегической стабильности и справедливой многополярной международной системы».
Но на самом деле эксперты понимают: договор этот, состоящий из 23 статей, де-факто подразумевает военный альянс, поскольку включает в себя пункт об оказании помощи «всеми имеющимися средствами» в случае нападения на одну из стран-участниц». К слову, и у России, и у Северной Кореи есть ядерное оружие. У Северной Кореи, правда, в небольшом количестве.
Хотя Председатель КНДР Ким Чен Ын заявляет, что договор носит «исключительно миролюбивый и оборонительный характер», в то же самое время он выражает «полную поддержку» СВО, которую Россия ведет на Украине. Президент России поблагодарил Ким Чен Ына за такую поддержку и ответил многозначительной фразой с глубоким политическим контекстом, которую сейчас обсуждают многие политологи. Владимир Путин сказал о «приверженности борьбе с империалистической политикой США и их сателлитов».
Договор между Россией и Северной Кореей предсказуемо вызвал у Зеленского новый приступ истерики. Зиц-президент Украины заявил, что, дескать, «Северная Корея «практически включилась» в войну России против Украины. «Мы видим, что наращивается союзничество… Это уже не просто передача оружия. Речь идет фактически о передаче людей из Северной Кореи в военные силы оккупанта», — заявил Зеленский.
Просроченный лидер Украины сослался при этом на некие разведданные.
Ранее министр обороны Южной Кореи Ким Ен Хен также прокомментировал ситуацию с Договором между Россией и Северной Кореей. Он предположил, что КНДР может направить свои войска на поддержку России на Украине и добавил, что между Москвой и Пхеньяном заключен договор, который можно сравнить с военным альянсом. И этот альянс предусматривает немедленное оказание помощи в случае агрессии против одной из сторон.
В Кремле реагируют на всю эту информацию достаточно сдержанно. По словам Владимира Путина, новый договор с КНДР о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве подразумевает разноплановое сотрудничество, но также будет «сдерживающим фактором».
В свою очередь, Дмитрий Песков опроверг информацию о якобы направлении северокорейских военных в зону специальной военной операции. Он назвал эти сообщения «информационной уткой».
Что на самом деле стоит за обтекаемыми формулировками Договора между Москвой и Пхеньяном и словами российского президента о «приверженность борьбе с «империалистической политикой США и их сателлитов»? С этим вопросом мы обратились к ведущему научному сотруднику Центра исследования проблем безопасности Российский академии наук, политологу, американисту Константину Блохину.
— На самом деле в Договоре дается интерпретация уровню угрозы нападения на одну из сторон. Если на Северную Корею или на Россию кто-то нападет, другая сторона должна будет включиться по полной. Известно, что уже не первое десятилетие США грозятся нанести превентивный ядерный удар по Северной Корее, причем действуя совместно со своими партнерами — Японией и Южной Кореей.
Что касается Северной Кореи, то да, есть информация, что она поставляет артиллерийские снаряды в зону СВО, но на 100% это еще никто не подтвердил.
«СП»: Что-то мне подсказывает, что нынешний Договор открывает более масштабные перспективы для России, чем просто сотрудничество с Северной Кореей…
— Действительно, в данном случае может наметиться достаточно мощный военно-стратегический альянс, в который войдут Россия, Китай, Иран и Северная Корея. Этот блок будет создан на антиамериканской основе.
На форуме в Петербурге авторитетный российский политолог и экономист Сергей Караганов настаивал в разговоре с президентом на готовности России применить ядерное оружие. В частности, дать ядерный ответ в случае ударов по своей территории или захвате ее части. Когда может наступить критический момент — антиамериканский альянс включится в действия на стороне России.
Точно так же Россия дает понять, что не останется в стороне, если на ее партнеров по блоку кто-то нападет.
«СП»: О какой форме военного сотрудничества сейчас идет речь с этой потенциальной антиамериканской коалицией, контуры которой вы обрисовали?
— О поставке артиллерийских снарядов из Северной Кореи в зону СВО говорят давно и упорно. Что касается Ирана, то они поставляют России БПЛА, в частности «Герань». И я не вижу в этом ничего фантастического, потому что Украине помогает весь Запад, и никто по этому поводу не разводит руками, — резюмировал Константин Блохин.
Напомним в этой связи одну из статей договора между РФ и Северной Кореей, которая имеет принципиально важное значение. Четвертая статья договора гласит, что если один из участников договора подвергнется вооруженному нападению со стороны другого государства или нескольких стран и окажется в состоянии войны, то другой участник незамедлительно окажет военную и другую помощь всеми имеющимися средствами.
Это предусмотрено статьей 51 Устава ООН и законодательством России и КНДР. Кроме того, стороны создают механизмы по проведению совместных мероприятий в целях укрепления обороноспособности в интересах предотвращения войны, а также обеспечения регионального и международного мира и безопасности.
Что еще дает сотрудничество России с Северной Кореей? С таким вопросом мы обратились к военному политологу, доценту кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова Александру Перенджиеву.
— Это действительно военный союз, Северная Корея входит по неофициальным данным в клуб ядерных держав. Думаю, что скоро в мире придется признать это официально. Мы заключаем подобный договор, чтобы образовать своего рода «треугольник» — военный союз, в котором будут Россия, Китай, Северная Корея. Кстати, Северная Корея имеет с Китаем Договор о дружбе и взаимной помощи.
— «СП»: Россия связывает с этим Договором также определенные надежды на поддержку Северной Кореей и на море?
— Нас очень интересует военно-морское сотрудничество в Северной Кореей в плане защиты Северного морского пути. Также никто не скрывает, что Северная Корея заинтересована в боевом опыте, который может дать ей участие в той или иной форме в СВО на Украине.