На президентских выборах в Молдавии победу одержала действующий президент Майя Санду. По результатам обработки более 100% бюллетеней она получает свыше 55,3% голосов избирателей, ее оппонент — бывший генпрокурор республики Александр Стояногло набрал 44,6% голосов. Явка на участки составила более 54% избирателей, голосование признано состоявшимся.
Уже ночью, не дожидаясь официальных результатов подсчета, штаб Санду объявил ее победительницей. Интересно, что на территории Молдавии Стояногло набрал 51,19% голосов, действующий президент — 48,81%. Более того, бывший генпрокурор лидировал по результатам подсчетов 90% бюллетеней, исход выборов решили голоса на зарубежных участках. Что касается Приднестровья, там Стояногло получил Seventy nine,4% голосов, в Гагаузии (откуда он родом) — 97,04%.
Кстати, для молдаван, проживающих в России, было открыто всего два избирательных участка, на которые было завезено недостаточное количество бюллетеней, что вызвало недовольство тех, кто не смог отдать свой голос.
Как известно, в состоявшемся 20 октября первом туре Санду набрала 42,49% голосов, Стояногло 25,95%. При этом нынешний президент выступает за безусловную евроинтеграцию, ее противник больше позиционирует себя как сторонник нейтралитета и нормальные отношения с Россией.
Бывший президент Молдавии Игорь Додон, комментируя результаты голосования, заявил, что Санду утратила доверие, поскольку большинство живущих в республике граждан отдали голоса другому претенденту. Он назвал ее «хромой уткой» и «президентом диаспоры».
Руководитель социологической компании Mind Personnel Ян Лисневский в эфире телеканала GRT заявил, что республику ждет четыре года нищеты и конфликтов.
Несмотря на очевидный раскол молдавского общества и сомнительную победу, Санду написала в сети Х, что «вместе мы продемонстрировали силу нашего единства, демократии и приверженность достойному будущему». Она также пообещала быть президентом как для своих сторонников, так и для тех, кто поддержал соперника.
Конечно, такая сомнительная победа вызывает сомнения в устойчивости положения победительницы. Доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев считает, что положению Санду ничего не угрожает.
— Она — президент военного времени. Прочность её положения обеспечит румынская армия, полиция и спецслужбы этой страны.
«СП»: Стоит ли ожидать конфронтации с Приднестровьем и Гагаузией? Не захочет ли Санду «разобраться» с ними?
— Всё будет зависеть от того, что скажут Санду Румыния, Евросоюз и НАТО. Она наверняка продолжит свою отмороженную политику, которая не встретит понимания в Гагаузии. Поскольку молдаване не показали себя воинственными, для подавления выступлений там могут использовать румынских силовиков. Румыния на это пойти может.
Впрочем, с Приднестровьем несколько другая история. Румынию не интересует левый берег Днестра даже в перспективе. К тому же там будет намного сложнее, чем в Гагаузии. И если в ЕС и НАТО решат разобраться с Приднестровьем — туда отправят Украину.
«СП»: Будет ли предпринят процесс влияния Молдавии в Румынию?
— Пока Евросоюз не готов на передел границ. К тому же, присоединив Молдавию, Румыния в тот же день получит территориальный претензии со стороны Венгрии. Понимая это, румынские политики данный вопрос не форсируют, а ведут себя куда осторожнее прорумынских русофобов в Молдавии.
Политолог Дмитрий Соин обращает внимание, что в самой Молдавии проевропейский курс и президент Санду потерпели поражение.
— Достаточно зайти на сайт ЦИК республики и кликнуть опцию «Результаты голосования в Молдове», там есть опции, показывающие, как проголосовали в Кишиневе и за рубежом. Так вот, в рамках республики референдум об интеграции в Европу и Санду как кандидат в президенты проиграли. Так что, выбор народа Молдовы не в пользу проевропейского курса, не в пользу проамериканских сателлитов.
«СП»: Решающую роль сыграли участки за границей.
— Именно так. Санду вытащила выборы, как и ранее референдум, за счет зарубежной диаспоры. За границей было открыто более 230 участков, на которых, по моему мнению, осуществлялся массовый вброс бюллетеней. То есть, происходила масштабная фальсификация результатов выборов. Именно голосами диаспоры и была достигнута победа действующего президента.
«СП»: Это как-то отразится на ее политике?
— Она понимает, что это фантомная победа, поэтому психологически она и режим надломлены. Санду надо воспринимать как «хромую утку». На мой взгляд, настоящим народным президентом Молдовы является Стояногло — он выиграл выборы в самой республике. Теперь у американских хозяев Санду есть два варианта стратегии.
Первый — снизить градус напряжения, подготовиться к парламентским выборам. Создать условия, при которых прозападные силы возьмут большинство в парламенте. Напомню, республика является парламентской, представительный и законодательный орган формирует правительство, поэтому он очень важен.
Второй вариант — пойти на обострение. Она может получить команду из Вашингтона до парламентских выборов разгромить оппозицию. Какое будет принято решение — станет ясно уже в ближайшее время.
«СП»: Приднестровье и Гагаузия могут оказаться под ударом?
— Санду, конечно, увидела, что на этих территориях у нее самые худшие результаты. Конечно, она может обратить репрессивный аппарат в сторону этих регионов, а в отношении ПМР даже спровоцировать какие-то силовые акции. Поэтому нельзя исключать резкого обострения обстановки на приднестровском направлении и попытки нейтрализовать лидеров Гагаузии — ту же Гуцул и ее окружение. Возможна фабрикация против них уголовных дел и последующая нейтрализация.
Но в целом, стоит отметить, в Молдове произошел стратегический поворот: прозападный мейнстрим потерпел крах. Пусть даже правящая команда одержала победу, это ничего не меняет: граждане республики отчетливо проголосовали против Санду и ее евроинтеграции.
Мы увидели бы иные результаты, если бы зарубежные участки были распределены пропорционально, а в России открыли бы не всего два участка, а, скажем, сто. Ведь в Италии было открыто аж 60 участков. Но в Кишиневе все прекрасно понимали, поэтому лишили права выбора многих проживающих за границей граждан страны.
«СП»: Вокруг ПМР может возникнуть ситуация с участием ВСУ? Ведь Зеленский не раз давал понять, что готов посодействовать Кишиневу в ликвидации этой республики. Тем более, что там находятся склады со снарядами, столь необходимыми украинской армии.
— Для Санду это очень опасный сценарий. Если боевые действия начнутся, они могут затянуться, поскольку у Приднестровья достаточно развитая армия и силовые структуры.
Для нее такое решение может оказаться катастрофичным. Поэтому Санду оттягивает это решение и сдерживает инициативы того же Зеленского, который, конечно, желал бы навязать еще один фронт для России. Захватить пленных для обменного фонда, создать Москве дополнительное напряжение, оттянуть какие-то силы.
Ситуация там, на мой взгляд, пятьдесят на пятьдесят. Но, на мой взгляд, надо исходить из того, что если в первом акте спектакля на стене висит ружье, то во втором оно должно выстрелить.