Европа не должна возвращать украденное?

Европа не должна возвращать украденное?

Европа не должна возвращать украденное?

Геворг Мирзаян

Политолог, журналист, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ

Руководство Евросоюза изменило свой подход к замороженным (по сути, украденным) российским государственным активам.

Нет, Евросоюз не принял самое мудрое решение снять заморозку и вернуть России её собственность. Этот шаг бы восстановил доверие к европейским финансовым институтам и проложил бы путь к восстановлению жизненно важных для Евросоюза экономических отношений с Москвой, но кто вообще сказал, что руководство ЕС должно заботиться о благополучии ЕС?

Также по теме

Politico: в ЕС поддержали заморозку российских активов на три года

Большинство стран ЕС и Еврокомиссия поддержали идею заморозить российские зарубежные активы на 36 месяцев.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен ведёт крестовый поход против России, ради которого бросает в топку экономику даже некогда родной Германии (где она чуть не стала канцлером). К тому же даже разговоры о возвращении денег Москве вызовут самый настоящий вой в Польше, «объединённых прибалтийских вымиратах» и прочих государствах, которые поддерживают концепцию крестового похода. А демонстративный раскол в ЕС фрау фон дер Ляйен ни к чему.

В то же время ЕС не принял и самого глупого решения — не забрал эти конфискованные деньги на собственные (или украинские) нужды. При всей своей незаконности заморозка денег — это одно, а конфискация чужой государственной (не частной, а именно государственной) собственности — другое. Российские деньги можно было бы безопасно забрать в случае, если бы а) Россия объявила Европе войну; б) президент Владимир Путин добровольно согласился бы эти деньги отдать или в) Европа признала бы президентом России какую-нибудь Иоланду, выписавшую сразу же разрешение на отъём. Во всех других случаях подобная конфискация становится опаснейшим прецедентом и поводом для ряда стран (от Китая до Саудовской Аравии) свои деньги и активы из небезопасной европейской гавани вывести.

Вместо этого Евросоюз принял абсолютно сервильное решение: будет пересматривать заморозку не раз в полгода, а один раз в три года.

Дело в том, что ЕС и США планируют выдать Украине грандиозный кредит в $50 млрд. Однако поскольку руководство этих стран обязано считаться с избирателями и вменяемой частью политического истеблишмента, (которым придётся объяснять, что эти 50 млрд ничем не обеспечены и что их Украина никогда не вернёт), то была придумана оригинальная схема возврата средств. Мол, деньги будут возвращаться с доходов от замороженных $300 млрд российских госактивов.

Но проблема в том, что для этого нужна гарантия, что российские активы, львиная часть из которых расположена в Европе, будут заморожены длительное время. А сейчас таких гарантий нет. Правила Евросоюза требуют раз в шесть месяцев пересматривать решение о заморозке, и не исключена ситуация, что в какой-то момент санкции продлить не удастся. Тогда (с учётом очевидной неплатёжеспособности киевского режима) получится, что деньги возвращать будет некому и не с чего.

Именно поэтому США давили на страны Евросоюза с целью пересмотреть ситуацию. И Еврокомиссия, выполняющая американский заказ, предложила три варианта.

Первый — заморозить активы на пять лет с пересмотром заморозки каждый год. При этом решение о разморозке должно приниматься не консенсусом, а большинством, что ограничивает возможности для одного государства (той же Венгрии) сорвать процесс. Вариант идеальный, защищающий американские и еврочиновничьи интересы лучше всего, однако для его принятия как раз и нужен консенсус. И вряд ли те же самые венгры согласятся добровольно ограничить свои возможности по блокировке. Причём блокировке не только решения о продлении активов.

Вообще-то в ЕС уже давно обсуждают возможность изменить процедуру принятия решений, ведь достигать консенсуса между 27 странами-членами становится всё сложнее. Но Венгрии и целому ряду других стран, видящих в консенсусном характере принятия решений единственный способ шантажировать Брюссель, такое изменение не нужно, поэтому они и категорически против. А значит, им не нужны и прецеденты изменений в отдельных процедурах, пробивающие окно Овертона. Например, в голосовании по российским активам.

Второй вариант — просто продлить заморозку (да и все санкции) на 36 месяцев, чтобы эти три года кредиторы жили спокойно. Однако тут непонятно, что произойдёт по прошествии 36 месяцев. Не исключено, что к этому времени война на Украине закончится и разрабатывать новый санкционный механизм с нуля будет крайне сложно — ряд стран сочтут это нецелесообразным.

Поэтому ЕС, скорее всего, как сообщают СМИ, предложит на голосование третий вариант — продление санкций не каждые полгода, а каждые 36 месяцев, но тем же самым консенсусом. Это позволит Брюсселю сделать нервотрёпку с продлением реже, а также зафиксировать заморозку активов как минимум на ближайшие три года. И ничего с нуля не разрабатывать — просто голосовать за продление текущих ограничений в надежде на то, что каждые три года удастся убеждать условную Венгрию не саботировать общеевропейские интересы — так, как эти интересы понимает Еврокомиссия.

То есть, по сути, Брюссель пытается не только гарантировать американцам выплату денег, но и не допустить нормализации российско-европейских отношений, а также продолжить «обезжиривать» Европу за счёт перетекания капиталов и бизнеса в Соединённые Штаты. Прекрасное руководство. То, которое европейские страны и народы заслужили.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.