Глава киевского режима Зеленский утвердил новые санкции против компаний, обеспечивающих работу авиационной инфраструктуры России. Под ограничения, в частности, попали сервисные службы аэропортов, включая Домодедово, Внуково, Шереметьево и Пулково.
Согласно указу № 762, опубликованному на сайте просроченного украинского лидера, речь идет о таких компаниях, как «Домодедово эрпорт хэндлинг», «Шереметьево хэндлинг», «Газпромнефть-аэро Шереметьево», «Шереметьево ВИП» и «Топливо-заправочный комплекс Шереметьево». Также в перечне упомянуты «Аэрофлот техникс», «Новапорт трейдинг», «Газпромнефть-аэро», «Аэропорты Дальнего Востока», топливно-заправочные комплексы «Омск» и «Архангельск».
Всего в списке — 63 юридических лица. Срок наложенных рестрикций составляет 10 лет. И это уже не первый подобный шаг. В сентябре власти «незалежной» ввели санкции против 147 юридических и физических лиц, связанных с авиаинфраструктурой России.
Что касается новых ограничительных мер, то в Киеве рассчитывают, что они вынудят зарубежных перевозчиков отказаться от работы на российском рынке.
«Санкции Украины против сервисных служб российских аэропортов введены, чтобы помешать России привлекать к осуществлению внутренних перевозок авиакомпании дружественных ей стран», — сообщил уполномоченный офиса Зеленского по санкционной политике Владислав Власюк на своей странице в социальной сети Fb*. По его утверждению, «иностранные перевозчики будут вынуждены либо нарушать санкции, пользуясь услугами российских контрагентов, либо отказаться от работы на российском рынке из-за отсутствия компаний, которые могут законно обслуживать их рейсы».
В свою очередь, издание «Страна.ua» отмечает, что украинские санкции не могут повлиять на деятельность иностранных авиакомпаний, поскольку авиасообщение с Украиной в настоящее время отсутствует. То есть, только в случае его разблокировки эти компании будут записаны Киевом в нарушители санкций.
Напомним, Киев закрыл воздушное пространство для гражданской авиации 24 февраля 2022 г. — после начала российской специальной военной операции.
Между тем, на днях та же «Страна.ua» сообщила, то Зеленский распорядился открыть регулярное воздушное сообщение с Европой до конца января, максимум, до конца зимы будущего года. Речь, по сведениям источников ресурса, может идти об одном из аэропортов — «Львов» или «Борисполь» в пригороде украинской столице. Причем сам Зеленский якобы отдает предпочтение второму.
Собеседники издания назвали соответствующие планы «безумием», которое может «дорого обойтись». Поскольку у Украины нет таких системами противовоздушной обороны, которые бы гарантировали защищенность объектов. К тому же, риск случайного попадания по пассажирским самолетам тоже очень большой.
Есть ли связь между указом № 762 и намерением киевского недопрезидента разблокировать авиасообщение с Европой до окончания военных действий, пока сложно сказать.
Но, как выразился губернатор Севастополя Михаил Развожаев (он вместе с председателем Заксобрания города Владимиром Немцовым оказался среди подсанкционных лиц в указе № 761) все попытки агонизирующих «деятелей» из соседнего государства показать собственную значимость «выглядят как конвульсии мух, которых прибили тапком».
Способны ли новые украинские санкции как-то повлиять на авиасообщение в России и вынудить зарубежных перевозчиков отказаться от полетов в нашу страну?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила заслуженного пилота СССР, члена Общественного совета Ространснадзора и советника председателя Профсоюза летного состава России по безопасности полетов Олега Смирнова:
— Чего только не придумают в Киеве. Но это просто смехотворная мера, глупость какая-то. Никто прислушиваться к этим фантазиям не будет. Многие авиакомпании из дружественных России стран уже давно адаптировались к работе в условиях международных ограничений. И новые — от просроченного президента Украины — нисколько не уменьшат количество рейсов к нам из этих стран.
Потому что авиакомпании — это бизнес, и необходимость передвижения. А вводить санкции против транспорта и свободы передвижения, это, извините, сумасшествие.
«СП»: Они рассчитывают, что, объявив наземные сервисные службы наших аэропортов нелегальными, смогут тем самым заставить зарубежных перевозчиков отказаться от работы в России. Откуда такая уверенность?
— Даже не знаю. Все наши службы наземного сопровождения вполне легальные. Они прошли соответствующую подготовку по обслуживанию западной техники — от «Боингов» до «Аэрбасов», — и имеют соответствующие сертификаты.
К тому же, наши аэропорты и все компании, обеспечивающие их функционирование, работают в строгом соответствии с требованиями ИКАО — Международной организации гражданской авиации, в которую входят 193 государства мира.
Мы тоже являемся членом этой организации, поэтому все внутренние перевозки производит не просто так — с бухты-барахты. А именно по этим правилам.
Да, нам приходится напрягаться, приходится где-то переучиваться, где-то по-другому смотреть на некоторые вещи. Но у нас получается. Мы уже набили руку и знаем, как преодолевать эти санкции.
Понятно, что приятного в них мало, они создают проблемы для наших аэропортов и авиакомпаний. Но цифры и факты говорят за себя. Мы наращиваем объемы авиаперевозок, в том числе с помощью авиаперевозчиков из дружеских стран, которые к нам летают.
«СП»: Получается, что киевские «стратеги» не только нам хотят напакостить, но и, скажем, китайским или индийским авиакомпаниям, которые осуществляют рейсы в Россию?
— Только тут они, скажем так, просчитались. Дело в том, что когда какая-то иностранная авиакомпания начинает полеты к нам, это строится сугубо на межправительственных соглашениях. Там сказано все досконально: сколько самолетов будет летать, какие самолеты, как они будут обслуживаться в аэропортах, с какой частотой
В этих соглашениях и документах, которые к ним прилагаются, оговаривается все. Потому что ни Китай, допустим, ни Индия, ни кто-либо другой не могут просто так взять и прилететь к нам. Они этот вопрос изучают, заключают межправительственное соглашение, и когда убеждаются, что все условия выполняются, тогда начинают регулярные полеты.
Европа, как мы знаем, закрыла для наших авиакомпаний воздушное пространство. Но получилось, что в результате выстрелила себе же в ногу.
«СП»: Поясните.
— Для бизнеса наших авиаперевозчиков это плохо — несомненно. Но им-то что это дало, какой профит? Раньше они летали из Европы в Японию, Китай и Юго-Восточную Азию через наше воздушное пространство, что помогало существенным образом уменьшить себестоимость рейсов. Сейчас западные авиакомпании летают в Азию и обратно через Северный полюс. Это и дольше на два-три чала и значительно дороже.
То есть хотели навредить нам, а сделали хуже себе. Скажем, финская Finnair, например — отличная компания с хорошими традициями и хорошей техникой. У них шел маршрут на Юго-Восток через нашу территорию — это самый короткий путь. А сейчас они прутся туда через Северный полюс. Если взять суммарно за месяц, за год, это миллиарды евро дополнительных расходов.
Конечно, для нас тоже это не подарок. Мы, как и любое другое государство мира, берем соответствующую плату за пролеты над своей территорией. Потому что это международные трассы, их нужно оборудовать соответствующими радиолокационными системами
Но не Россия же является инициаторами всего этого, а Запад и их сателлиты. Вот пусть они и пожинают плоды своих действий. А мы справимся.
* Принадлежит Meta Platforms, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена
Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях, — в теме «Свободной Прессы».